Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Информация о материально-техническом
обеспечении образовательной деятельности, в том числе объектов для проведения
практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и
воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с
ограниченными возможностями здоровья
1. В детском саду есть
актовый зал (совмещенный физкультурный и музыкальный зал), медицинский кабинет,
процедурный кабинет, методический кабинет, кабинет логопеда. Количество
возрастных групп 6 (возраст детей от 2 до 7 лет). Требования к зданию и участку
МБДОУ, соответствуют Санитарно- эпидемиологическим требованиям к устройству,
содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций.
2. Системы
водоснабжения, канализации, отопления и вентиляции здания МБДОУ, набор и
площади МБДОУ, их отделка и оборудование, искусственное и естественное
освещение помещений для образования детей, санитарное состояние и содержание
помещений так же соответствуют Санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству,
содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций.
3. Пожарная безопасность
отвечает требованиям Правил пожарной безопасности в Российской Федерации,
утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1479.
4. В МБДОУ созданы
условия, способствующие охране жизни и здоровья воспитанников и работников
МБДОУ, включающие в себя:
- соответствие состояния
и содержания территории, здания и помещений образовательного учреждения
санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной и электробезопасности,
требованиям охраны труда воспитанников и работников;
- наличие и необходимое
оснащение помещений для питания воспитанников, а также для хранения и
приготовления пищи; для организации качественного горячего питания
воспитанников в соответствии с санитарными правилами и нормативами;
- грамотное совмещение
музыкального зала со спортивным, оснащенность кабинетов, спортивных площадок
необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарем;
- наличие необходимого
оснащения помещений для работы медицинского персонала.
При входе в здание
имеется кнопка вызова для инвалидов, установлена вывеска с названием
организации, графиком работы, выполненная на контрастном фоне шрифтом Брайля.
Входная площадка имеет навес, звонок при входе. Здание оснащено системой
противопожарной сигнализации и световым табло «Выход».
Специально оборудованные учебные кабинеты
В ДОУ для работы с детьми и детьми с ОВЗ предусмотрены групповые комнаты(6 групп), а также кабинет учителя-логопеда, совмещенный спортивно-музыкальный зал.На уличных площадках детского сада имеется современное игровое оборудование. Создана экологическая тропа для проведения игровой, трудовой и познавательно-исследовательской деятельности. Имеются тропа здоровья, огород, теплица, цветники, уголок лекарственных трав, метеоплощадка.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Для воспитанников с ТНР (на основании справки от ПМПК) осуществляется образовательная деятельность в логопедическом кабинете.
Кабинет учителя-логопеда оснащен специальным оборудованием для развития и коррекции нарушений: зеркалом, дидактическими играми для индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми.
Учебно-методические пособия:
а) для коррекционной логопедической работы:
- по звукопроизношению(речевые профили звуков, карточки с изображением символов звуков, картинный материал для автоматизации поставленных звуков, рабочие тетради для закрепления звуков, речевое домино, логопедическое лото и др);
- по фонетическому восприятию(наборы картинок, тетради для развития фонетического слуха);
- по лексическому запасу(дидактические игры, наборы картинок);
- по связной речи (наборы предметных, сюжетных картинок и серии картинок для составления рассказов разной сложности, тексты для пересказа, алгоритмы, опорные схемы для составления описательных рассказов); методическая литература по разделам
а) картотеки: (артикуляционная гимнастика в картинках,
пальчиковые игры, дыхательные упражнения и игры, наборы предметных
картинок по лексическим темам, загадки, чистоговорки, скороговорки,
упражнения на релаксации.
б) пособия и материалы: на развитие дыхания(свистки, дудочки, воздушные шары, вертушки, мыльные пузыри);на развитие мелкой моторики(матрешки, шнуровки, пирамидки, пазлы, трафареты);по обучению грамоте(настенная азбука, кассы букв и слогов, предметные картинки на каждую букву, трафарет, схемы артикуляции звуков, материал для звукобуквенного анализа и синтеза).
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В детском саду отдельного помещения библиотеки нет, литература находится вметодическом кабинете. Кабинет укомплектован учебно-методическими пособиями,справочными изданиями, детской художественной литературой, которые подобраны всоответствии с образовательными областями: социально-коммуникативное развитие,познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие,физическое развитие.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Спорт в жизни детей с ОВЗ очень важен. В ДОУ для детей с ОВЗ предусмотрен необходимый спортивный инвентарь: доска-балансир, мешочки с песком, мягкие модули, тренажёры (твистер, степпер и др), набивные мячи, спортивный комплекс (обруч, кольцеброс, кегли, конусы, гимнастические палки и др.). Закуплены снаряды, коврики для индивидуального пользования.
На территории детского сада расположена
спортивная площадка с спортивными тренажерами. Тропа здоровья. Площадка для
активных игр.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Учебно-методическое
обеспечение детского сада позволяет педагогам осуществлять
воспитательно-образовательный процесс на достаточно высоком профессиональном
уровне. Детский сад располагает учебно-методической литературой для реализации
основной общеобразовательной программы, по всем образовательным областям
обозначенных в Федеральном государственном образовательном стандарте
дошкольного образования. Имеется достаточно литературы по организации
взаимодействия с родителями, повышения профессиональной компетентности
педагогов.
·печатные
(учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради,
раздаточный материал и т.д.);
·аудиовизуальные
(слайды, слайд-фильмы, образовательные видеофильмы на цифровых носителях,
цифровые музыкальные аудиозаписи;
·технические
(магнитофоны, телевизоры, две интерактивные доски SMART, программно-аппаратный
комплекс со встроенным компьютером, мультимедийный комплекс, включающий ноутбук,
проектор, экран; два программно-аппаратных комплекса, включающих ноутбук,
проектор и экран);
·наглядные
плоскостные (плакаты, иллюстрации настенные, магнитные доски);
·демонстрационные
(гербарии, муляжи, макеты, стенды);
·спортивное
оборудование (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.).
Все учебно-методическое
обеспечение соответствует для проведения воспитательно-образовательного
процесса для детей инвалидов и лиц с ОВЗ и отвечает
санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и
эстетическим требованиям.
Технические средства обучения
коллективного и индивидуального пользования для воспитанников, в том числе
инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (нарушения речи):
1. Кабинет учителя – логопеда;
2. Материалы и игры по темам;
3. Зеркало с лампой дополнительного
оснащения;
4. Дыхательные тренажеры, игрушки для
развития правильного речевого дыхания;
5. Картотеки материалов для автоматизации
и дифференциации звуков;
6. Логопедический альбом для обследования
– предметные и сюжетные картинки по лексическим темам;
7. Настольно-печатные дидактические игры;
8. Схемы, мнемотаблицы для составления
описательных рассказов;
9. Методическая, дидактическая, справочная
и художественная литература.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями
здоровья в МБДОУ имеется:
- на входных воротах на территорию учреждения
размещена вывеска с наименованием учреждения и графиком работы, выполненная
шрифтом Брайеля на контрастном фоне, а также кнопка вызова;
- доступ инвалидов и других маломобильных граждан к
месту осуществляется с помощью сотрудников учреждения для сопровождения их;
- на всех дверях имеются маркеры для слабовидящих;
- имеется зона стоянки транспортных средств, которая
находится за территорией учреждения.
Конструктивные особенности зданий не предусматривают
наличие подъемников и других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и
лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Безопасность дошкольного учреждения обеспечивается:
пропускным режимом, системой видеонаблюдения, тревожной кнопкой, дежурством
сторожей в ночное время. Также детский сад оснащён: автоматической системой
пожарной сигнализации, которая выведена на пульт пожарной охраны.
Доступ к кабинетам администрации, методическому и
медицинскому кабинетам, группам, туалету обеспечен посредством предоставления
сопровождающего лица. Территория МБДОУ асфальтирована, на дорожках уложен
пехатон и имеет твердое покрытие. В свободный доступ к играм и игрушкам.
Учреждение укомплектовано квалифицированными кадрами, осуществляющими
коррекционно-развивающую деятельность: учитель-логопед, музыкальный
руководитель, инструктор по физической культуре, медицинский работник. При
организации образовательной, игровой деятельности для лиц с ограниченными
возможностями здоровья имеется коррекционное оборудование: фитболы разного размера,
массажные мячи, набивные мячи, массажные дорожки, детские тренажеры, мягкие
спортивные модули, мягкие маты, батуты, сухой бассейн, объемная змейка,
релаксационное оборудование. В ДОУ организовано взаимодействие со специалистами
службы ПМПК обеспечено психолого–педагогическое сопровождение воспитанников
всех категорий.
Специальные условия питания
Для воспитанников имеющих статус "инвалид" предоставляется бесплатное питание, присмотр и уход.
В МБДОУ организовано сбалансированное питание в соответствии с 20 – дневным меню, утвержденным заведующим МБДОУ. Питание воспитанников осуществляется в соответствии с действующими СанПиН.
Специальные условия охраны здоровья
Скоординированная работа всех участников педагогического процесса (родителей, воспитателей, учителя-логопеда; медсестры, инструктора по физической культуре, музыкальных руководителей) обеспечивает организацию индивидуально-дифференцированного подхода к ребёнку каждым специалистом.
В МБДОУ создан Психолого-педагогический консилиум (ППк).
Цель ППк: обеспечение диагностико-коррекционного психолого-педагогического сопровождения воспитанников с особыми возможностями в здоровье, исходя из реальных возможностей ДОУ и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников.
Задачи консилиума:
· выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребенка в образовательном учреждении) диагностика отклонений в развитии или состояний декомпенсации;
· всестороннее обсуждение проблем ребенка в ресурсах информации специалистов разного профиля и специализаций с целью выделения составляющих, которые требуют коррекционного внимания в первую очередь;
· профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов;
·выявление резервных возможностей развития воспитанников;
·утверждение индивидуального образовательного маршрута с учетом рекомендаций всех специалистов;
·определение характера и эффективности коррекционной помощи в рамках имеющихся в ДОУ возможностей;
·подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамика его состояния, уровень успешности.
Организация работы:
Обследование ребенка специалистами ППк осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников образовательного учреждения с согласия родителей (законных представителей) на основании письменного заявления или договора между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающихся, воспитанников в присутствии родителей.
Обследование проводится каждым специалистом ППк индивидуально. По данным обследования каждым специалистом составляется заключение и разрабатываются рекомендации.
На каждого ребенка заполняется индивидуальная карта развития, в которую вписываются все данные индивидуального обследования, заключения и рекомендации.
На заседании ППк обсуждаются результаты обследования ребенка каждым специалистом, составляется коллегиальное заключение ППк. Коллегиальное заключение содержит обобщенную характеристику состояния психофизического развития ребенка и программу специальной помощи, обобщающую рекомендации специалистов. Коллегиальное заключение ППк и рекомендации подписываются председателем и всеми членами ППк.
Заключения специалистов, коллегиальное заключение и рекомендации доводятся до сведения родителей (законных представителей) в доступной для понимания форме. Предложенные рекомендации реализуются только с их письменного согласия.
При необходимости углубленной диагностики и (или) разрешения спорных вопросов специалисты ППк рекомендуют родителям (законным представителям) обратиться в психолого-медико-педагогическую комиссию, имеющую сертификат Министерства общего и профессионального образования Свердловской области.
В МБДОУ действует консультационный центрhttps://386.tvoysadik.ru/?section_id=13, который оказывает консультативную помощь по различным вопросам воспитания, обучения и развития детей в возрасте от 2 месяцев до 7 летпо следующим направлениям:
·воспитание, обучение и коррекция нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении;
·социализация детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольные образовательные организации;
·успешная адаптация детей при поступлении в детский сад или школу;
·выбор образовательной программы;
·организация игровой деятельности;
·организация питания детей;
·создание условий для закаливания и оздоровления детей;
·социальная защита детей из различных категорий семей.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Ввиду отсутствия в МБДОУ обучающихся инвалидов (по зрению и слуху) и лиц с ограниченными возможностями доступ к электронным образовательным ресурсам, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья не предусмотрен.
В коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи педагогами используются электронные образовательные ресурсы: развивающие комплекты и игры для интерактивной доски, научно-познавательные фильмы, обучающие мультфильмы, развивающие компьютерные логопедические игры и обучающие презентации.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Ввиду отсутствия в МБДОУ обучающихся инвалидов (по зрению и слуху) и лиц с ограниченными возможностями доступ к электронным образовательным ресурсам, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья не предусмотрен.
В коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи педагогами используются электронные образовательные ресурсы: развивающие комплекты и игры для интерактивной доски, научно-познавательные фильмы, обучающие мультфильмы, развивающие компьютерные логопедические игры и обучающие презентации.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
В детском саду имеются технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для воспитанников, в том числе детей инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: детский сад оснащен 6 ноутбуками, 1 интерактивной доской, 2 проекторами. В детском саду имеется электронный микроскоп, используемый педагогами для организации исследовательской деятельности детей.