Инструкция об оказание необходимой помощи инвалидам и лицам с ОВЗ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ – ДЕТСКИЙ САД № 386 «ЗНАЙКА»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД ЕКАТЕРИНБУРГ»
620144, Екатеринбург, Большакова, 129 «А», тел. (343) 212-57-87,
e-mail: mdoy386@mail.ru сайт: https://386.tvoysadik.ru

ПРИНЯТО
Педагогическим советом
МБДОУ – детский сад № 386 «Знайка»
Протокол № 3 от 30.12.2020

УТВЕРЖДЕНО
приказом заведующего
МБДОУ – детский сад № 386
«Знайка»
Приказ № 1/2-ОД от 11.01.2021
___________ В.Г. Ларина

СОГЛАСОВАНО
с Советом родителей
МБДОУ – детский сад № 386 «Знайка»
Протокол № 1 от 30.12.2020

ИНСТРУКЦИЯ
«Оказание необходимой помощи инвалидам и
лицам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)»

1. Общие положения
1.1. Настоящая инструкция разработана для Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение – детский сад № 386 «Знайка» (далее МБДОУ) при предоставлении
услуг инвалидам (иным категориям маломобильных граждан).
1.2. Инструкция разработана в соответствии с Федеральным законом от 01.12.2014 года №
419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам социальной
защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов».
1.3. Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством
функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами,
приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной
защиты.
Мобильные граждане (МГ) – это люди испытывающие затруднения при самостоятельном
передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в
пространстве (люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших
возрастов, люди с детскими колясками и т.п.).
1.4. Настоящая инструкция разработана в целях:
1.4.1. Недопустимости дискриминации в МБДОУ по признаку инвалидности, то есть любое
различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью либо результатом которых
является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех
гарантированных в РФ прав и свобод человека и гражданина в политической, экономической,
социальной, культурной, гражданской или любой иной области.
1.4.2. Реализация прав воспитанника с ОВЗ на получение образования и воспитания и
социальной адаптации в условиях МБДОУ.
1.5. Настоящая инструкция обязательна для использования всеми сотрудниками МБДОУ.
2. Общие правила этикета при общении с инвалидами и лицами сограниченными
возможностями здоровья
2.1. Для обеспечения доступа инвалидов и лиц с ОВЗ к услугам МБДОУ и объектам, на
которых они предоставляются, сотрудникам необходимо соблюдать следующие общие правила
этикета при общении с указанными категориями лиц в зависимости от конкретной ситуации:
2.1.1. При разговоре с инвалидом или лицом с ОВЗ обращаться следует непосредственно
к нему, а не к сопровождающему, который присутствует при разговоре. При знакомстве с
инвалидом или лицом с ОВЗ рекомендуется пожать ему руку, расположить к с себе.
2.1.2. При встрече со слепым или слабовидящим лицом, необходимо назвать себя и других
присутствующих людей. При проведении общей беседы следует пояснять, к кому в данный момент
обращен разговор, и называть себя.
2.1.3. Если инвалиду или лицу с ОВЗ предлагается помощь, рекомендуется подождать,
пока указанное лицо ее примет или откажется от помощи, а в случае положительного ответа
спросить, что и как делать для оказания помощи.
2.1.4. Обращаться к инвалиду или лицу с ОВЗ рекомендуется: к ребёнку по имени,
взрослому человеку: по имени-отчеству и на «Вы».
2.1.5. При разговоре с инвалидом или лицом с ОВЗ, испытывающим трудности в общении,
необходимо внимательно слушать его, быть терпеливым и ждать, когда указанное лицо
самостоятельно закончит фразу.
2.1.6. При общении с лицом с нарушениями опорно-двигательного аппарата,
пользующимся инвалидной коляской или костылями, располагаться следует наодном зрительном
уровне или сразу в начале разговора сесть прямо перед ним.
2.1.7. Сотрудники не должны при разговоре с инвалидом или лицом с ОВЗ сгиперкинезами
(патологические внезапно возникающие непроизвольные движения в различных группах мышц)
реагировать на непроизвольные движения указанного лица.
2.1.8. При общении с лицом, имеющим нарушение слуха, необходимо привлечь внимание
указанного лица движением руки. В процессе диалога с указанным лицом рекомендуется смотреть
прямо в глаза, говорить максимально четко, внятно произносить окончания слов, предлоги и
местоимения.

2.1.9. Рекомендуется заранее показать ребёнку – инвалиду, инвалиду или лицу с ОВЗ, где
находится санузел для данной категории лиц, что поможет ему быстрее адаптироваться на объекте
МБДОУ.
3. Особенности взаимодействия с различными группами инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями здоровья
3.1. Лица, испытывающие трудности при передвижении.
При общении с указанной группой лиц следует уведомить о наличии на объектах МБДОУ
определенного специального оборудования для инвалидов и лиц с ОВЗ (например, подъёмник
(ступенькоход) для передвижения по лестнице вниз и вверх на коляске, бегущие дорожки,
адаптированный лифт) и возможности пользоваться им. Сотрудники обязаны встретить,
вежливо объяснить где находиться нужный объект инвалиду, убедиться в доступности
прохода куда следует передвигаться. Запрещается прикасаться к инвалидной коляске и
менять ее местоположение без
согласия инвалида или лица с ОВЗ. При открытии тяжелых дверей, при передвижении по
паркету или коврам с длинным ворсом рекомендуется предложить помощь инвалиду или лицу
с ОВЗ, пользующемуся инвалидной коляской или костылями. Сотрудники должны помнить,
что инвалидные коляски быстро набирают скорость, и неожиданные резкие повороты и
толчки могут привести к потере равновесия и опрокидыванию инвалидной коляски.
3.2. Лица, испытывающие затруднения в речи
Сотрудники должны говорить с данной группой лиц спокойно, терпеливо,дружелюбно и
не поддаваться на возможные речевые провокации. Запрещается перебивать, поправлять
данное лицо и (или) договаривать фразу за ним. Говорить следует только тогда, когда
собеседник закончил формулировать свою мысль. При разговоре рекомендуется смотреть в
лицо собеседнику, поддерживать визуальный контакт. В беседе стараться задавать вопросы,
которые требуют коротких ответов или кивка головы, подтверждающих, что информация
воспринята и осмысленна. В случае, если фраза не понятна, рекомендуется попросить
собеседника повторить ее. Сотрудники обязаны помнить, что нельзя пытаться ускорять
разговор, так как лицу с нарушениями речи требуется большее количество времени для
формирования высказывания.
Следует быть готовым к тому, что разговор с указанным лицом займет больше времени.
При возникновении проблем в устном общении необходимо предложить использовать другой
способ общения: взрослому, посетившему МБДОУ – написать, напечатать; ребёнку - показать
жестами.
3.3. Лица с задержкой в развитии и проблемами общения
В разговоре с данной группой лиц необходимо использовать доступный язык, выражаться
точно и в рамках темы разговора. Избегать словесных штампов иобразных выражений, если
только нет точной уверенности в том, что собеседник с ними знаком. Следует исходить из
того, что лицо с задержкой в развитии имеет жизненный опыт, как и любой другой взрослый
человек. Необходимо помнить, что лица с задержкой в развитии дееспособны и могут
подписывать документы, давать согласие на медицинскую помощь и т.д.
3.4. Лица, имеющие нарушение зрения
При общении с данной группой лиц следует помнить, что нарушение зрения имеет много
степеней. Полностью слепых людей всего около 10%, остальные имеют остаточное зрение,
могут различать свет и тень, иногда цвет и очертания предмета. У одних слабое
периферическое зрение, у других слабое прямое при хорошем периферическом. Данные
критерии в обязательном порядке надо выяснить у собеседника или сопровождающего его
лица и учитывать при общении. При встрече с лицом, имеющим нарушение зрения, сотрудник
должен поприветствовать его первым, назвав себя, а также всех присутствующих лиц. В
первую очередь рекомендуется спросить лицо с нарушением зрения, куда он следует, нужна

ли ему помощь, в какой мере, а в случае положительного ответа помочь ему. Предлагая
помощь, следует направлять лицо с нарушением зрения осторожно, не сдавливая его руку.
Сопровождая лицо с нарушениями зрения, сотрудник должен передвигаться на объекте
МБДОУ без резких движений, не делать рывков. Если лицо с нарушением зрения отказалось
от помощи в сопровождении по объекту МБДОУ, при этом сотрудник заметил, что указанное
лицо сбилось с маршрута, сотрудник обязан подойти и помочь лицу выбраться на нужный
путь. Сотрудники обязаны поставить в известность лицо с нарушением зрение о наличии на
объекте МБДОУ информационных табличек, изготовленных с использованием шрифта
Брайля.
Для ориентации лица с нарушением зрения на объекте МБДОУ необходимо кратко
описать местонахождение, характеризовать расстояние до определенных предметов;
своевременно предупредить о препятствиях: ступенях, низких притолоках, трубах и т.п.
Запрещается давать команды собакам-поводырям, трогать, играть с ними. Следует
помнить, что собака-поводырь выполняет служебную функцию при лице с нарушением
зрения. Если сотрудник предлагает лицу с нарушением зрения присесть, следует направить
руку данного лица на спинку стула или подлокотник. При необходимости зачитывания лицу
с нарушением зрения какой-либо информации сначала следует предупредить данное лицо об
этом. Читать необходимо все, воздержавшись от комментариев: название, даты, текст
документа – от заголовка до конца, не пропускать редко употребляемые или международные
слова. При чтении какого-либо документа лицу с нарушением зрения рекомендуется для
убедительности дать ему документ в руки. Если лицо с нарушением зрения должен подписать
документ, следует в обязательном порядке прочитать документ вслух данному лицу, при
необходимости для полного восприятия текста повторить его. Инвалидность не освобождает
лицо с нарушением зрения от ответственности, обусловленной документом.
3.5. Лица, имеющие нарушение слуха
При общении с данной группой лиц следует помнить, что существует несколько типов и
степеней глухоты, что влечет за собой несколько способов общения с лицами с нарушением
слуха. Данные критерии в обязательном порядке надо выяснить у собеседника или
сопровождающего его лица и учитывать при общении. В процессе диалога с лицом с
нарушением слуха следует смотреть прямо на него. Не затемнять лицо, не загораживать его
руками, волосами или какими- то предметами.
Лицо с нарушением слуха должно иметь возможность следить за выражением лица
собеседника.
Для привлечения внимания лица с нарушением слуха следует назвать его по имени. Если
ответа нет, можно слегка тронуть человека или же помахать рукой. При общении говорить
следует максимально четко артикулируя и замедляя свой темп речи, внятно произносить
окончания слов, предлоги и местоимения, так как данная группа лиц испытывает
значительные затруднения в восприятии отдельных звуков. В диалоге использовать простые
фразы и избегать несущественных слов, при необходимости перефразировать сообщение с
использованием более простых синонимов, если собеседник не понял информацию. Если
сотрудник сообщает информацию, которая включает в себя сложный термин, рекомендуется
для восприятия лицом с нарушением слуха написать ее, или донести любым другим способом,
но так, чтобы она была точно понята. При работе с данной группой лиц возможно
использовать язык жестов, выражение лица и телодвижения для пояснения смысла
сказанного. Если общение происходит через сурдопереводчика, необходимо помнить, что
обращаться надо непосредственно к собеседнику, а не к переводчику.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».