Сборник экологических игр

20.05.2019

 

 

"ПОМОГИ ЛЕСНЫМ ДРУЗЬЯМ ПОДГОТОВИТЬСЯ К ЗИМЕ"

 

Дидактическая задача: закреплять знания детей о времени года - зиме. Устанавливать простейшие взаимосвязи времен года и поведения диких животных.

 

Игровые правила: действовать только по сигналу воспитателя. Подбирать только те предметы, которые необходимы по сюжету. Соблюдать очередность.

 

Игровое действие: поиск нужных предметов.

 

Дидактический материал: макет деревьев, елочек, шишки, орешки; игрушки мягкие: медведь, заяц, белочка, ежик; белое покрывало, белая шубка для зайчика и т.д.

 

Ход игры: воспитатель сообщает детям, что наступила зима и надо лесным друзьям помочь подготовиться к этому времени года. Дети укладывают игрушечного медведя в берлогу и накрывают белым покрывалом. Зайчику надевают белую шубку. Белочке помогают собрать под деревом шишки и уложить их в дупло дерева и т.д.

 

 

 

"ЧТО МОГУТ РАССКАЗАТЬ О КОТЁНКЕ ГЛАЗКИ?"

 

Дидактическая задача: закрепить знания детей о строении тела животного; развивать умение соотносить анализатор и признаки объекта, воспитывать внимание, память, наблюдательность, развивать эмоциональное восприятие природных объектов. Упражнять в правильном звукоподражании.

 

Игровые правила: соотносить графическую модель со свойствами природного объекта, правильно и отчетливо звукоподражать. Произносить звукоподражания только по сигналу воспитателя. 

 

Игровое действие: узнавание животного и звукоподражание, наглядно-образное моделирование.

 

Дидактический материал: игрушка котенок, модели: строение тела, млекопитающие, модели органов чувств.

 

 

 

"СОЛНЕЧНЫЕ ЗАЙЧИКИ"

 

Дидактическая задача: упражнять дошкольников в сочетании движений с текстом стихотворения. Закрепить знания детей о  приметах весны.

 

Игровые правила: дети слушают стихотворение и действуют по содержанию текста. Ловить солнечные зайчики можно только после слов «убежал на потолок».

 

Игровое действие: дети  ловят солнечного зайчика.

 

Дидактический материал: зеркальце.

 

Ход игры: дети вместе с воспитателем наблюдают в окно и определяют по приметам, что наступила весна. Ярко светит солнышко. Педагог с помощью зеркальца пускает солнечного зайчика на стену и читает стихотворение:

 

Солнечные зайчики

Играют на стене,

Поманю их пальчиком, 

Пусть бегут ко мне.

Ну, лови, лови скорей.

Вот он, светленький кружок,

Вот, вот, вот - левей, левей!

Убежал на потолок.

 

Дети ловят зайчика на стене. Воспитатель опускает зайчика пониже, и дети радостно прыгают, стараясь поймать солнечного зайчика.


 

 

 

 "ОТГАДАЙ И НАЗОВИ"

 

Дидактическая задача: классификация овощей и фруктов по их основным признакам и свойствам. Упражнять дошкольников в четком произношении фруктов: яблоко, груша, банан, слива, вишня и т.д.

 

Игровые правила: поочередно брать из корзинки предмет, узнавать его и называть.

 

Игровое действие: выбирают предметы для отгадывания.

 

Дидактический материал: корзина с настоящими фруктами и несколько овощей для сравнения обобщающих слов: овощи, фрукты.

 

Ход игры: дети сидят на стульчиках. Кукла Осень поочередно подносит к ним корзинку. Дети достают из корзинки предметы и называют их. После того, как все фрукты будут в руках у детей, воспитатель предлагает положить их на большое блюдо и задает вопрос:

- Как можно назвать все эти предметы одним словом? (фрукты).

- Какие вы еще фрукты знаете, назовите? (ответы детей).

 

 

 

"ОТГАДАЙ И НАРИСУЙ"

 

Дидактическая задача: развивать мелкую моторику и мышление.

 

Игровые правила: ответ на вопрос воспитателя изобразить рисунком на песке.

 

Игровое действие: воспитатель читает стихотворный текст, дети ответы рисуют палочками на песке.

 

Дидактический материал: палочки по количеству детей.

 

Ход игры: воспитатель загадывает детям загадки. Ответ дети должны нарисовать с помощью палочек на песке.

 

Есть один такой цветок,

Не вплетешь его в венок.

На нега подуй слегка:

Был цветок - и нет цветка ...

                             ( одуванчик)

 

Ствол белеет,

Шапочка зеленеет,

Стоит в белой одежке,

На веточках сережки ...

                              (береза)

 

 

 

 "ГДЕ, ЧЕЙ ДОМИК?"

 

Дидактическая задача: закреплять знания детей о том, где живут животные и люди.

 

Игровые правила: брать одну фигурку со стола и помещать в соответствующий домик, пояснять свои действия словами. Соблюдать очередность.

 

Игровое действие: поиск нужного домика для фигурки.

 

Дидактический материал: магнитная доска; магнитные фигурки животных, кукол, домики, деревья, кустики и т.д.

 

Ход игры: дети поочередно берут со стола фигурки одного из гостей, и помещают в соответствующий домик на магнитной доске.

- Манечка и Ванечка живут в домике.

- Утка живет у бабушки в сарайчике.

- Цыплята живут у бабушки в сарайчике.

- Зайка живет в лесу под кустиком.

- Ежик живет в лесу в норке.

- Где живет сорока? (в лесу на дереве).

 

 

 

 

 

"УГАДАЙ ПО ВКУСУ"

 

Дидактическая задача: упражнять детей в различении овощей и фруктов по вкусовым качествам. Активизировать словарь: сладкий, соленый, горький и т.д. Развивать память, сосредоточенность.

 

Игровые правила: узнавать фрукты и овощи с закрытыми глазами, не подглядывать.

 

Игровое действие: отгадывание с закрытыми глазами. Тому, кто ошибется, дают другой фрукт или овощ.

 

Дидактический материал: кусочки фруктов: яблоко, груша, апельсин, кусочки овощей: огурец, капуста.

 

Ход игры: дети сидят на стульчиках. Воспитатель поочередно подходит к ребенку и предлагает закрыть глаза и дает кусочек фрукта: яблоко, грушу, апельсин. Просит на вкус определить фрукт и назвать его. Воспитатель может неожиданно дать кусочек овоща: огурец, капусту или др., чтобы дети были достаточно внимательны.

 

 


 "ВЫЛОЖИ ФИГУРЫ ЛЕСНЫХ ЗВЕРЕЙ"

 

Дидактическая задача: закрепить знание детьми частей тела животных: голова, туловище, лапы, уши, хвост. Систематизировать знания детей о геометрических фигурах. Классификация геометрических фигур по цвету, форме, величине.

 

Игровые правила: подбирать только те геометрические фигуры, которые передадут характерные признаки соответствующего животного.

 

Игровое действие: поиск нужных геометрических фигур.

 

Дидактический материал: наборы геометрических фигур блоков Дьенеша по количеству детей; картина, на которой изображены дикие животные: лиса, волк, заяц, медведь.

 

Ход игры: дети сидят за столами. Перед ними лежат геометрические фигуры блоков Дьенеша. Воспитатель предлагает выложить по желанию силуэты лесных животных, которые изображены на картине. При помощи геометрических фигур дети выкладывают силуэт медведя, лисы, зайца и волка.

 

 

 

Что в лукошке лежит?

 

Дидактическая задача: упражнять в отгадывании и назывании овощей, фруктов.

Игровые правила: брать по одному предмету, узнавать и называть его по соответствующим признакам.

Игровое действие:ощупывание предмета в лукошке.

Дидактический материал: лукошко, помидор, огурец, капуста, картофель, лук; груша, яблоко, слива, вишня, апельсин - муляжи.

 

Ход игры

 

Дети сидят за столом, на котором стоит лукошко. Дети по очереди берут из лукошка предмет, предварительно ощупывая его и выдвигая свои предположения:

- Этот предмет круглый, наверное, помидор или яблоко? Затем предмет достается из лукошка и называется.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Хочу такой сайт

 

 

 

 

Оденем куклу Катю на прогулку

 

Дидактическая задача: упражнять детей в назывании предметов зимней одежды. Отрабатывать навык правильной последова­тельности одевания зимней одежды на куклу.

Игровые правила: отобрать нужную одежду по сезону. Правильно называть последовательность процесса одевания куклы.

Игровое действие: поиск нужной одежды по сезону. Последова­тельное надевание  предметов зимней одежды на куклу.

Дидактический материм: куклы по количеству детей; предмe­ты кукольной одежды: пальто или шубы, кофты, сапожки, штаны, шарфы и т.д.

 

Ход игры

 

Дети выбирают на столе нужные для зимней прогулки вещи и надевают куклам штаны, сапожки, кофты, шапки, пальто и шарф, называя последовательность своих действий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Настольно-печатные игры

 

Подбери картинки

 

Дидактическая задача: Закрепить знания детей о временах года.

Игровые правила: подбирать карточки только с приметами весны.

Игровое действие: поиск нужных карточек.

Дидактический материал:карточки с изображением разных времен года по количеству детей.

Ход игры

 

- Ребята, какое  у нас сейчас время года?

- Найдите карточки, которые вам расскажут, что такое весна.

Дети подбирают картинки соответствующие времени года «весна».

Весной появляются первые цветочки. Это подснежники.

Весной светит солнышко и тает снег.

Весной просыпается медведь и ежик.

Весной солнечные лучики заставляют сосульки плакать. И т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Украсим небо звездочками

 

Дидактическая задача: Закрепить знания детей о явлениях неживой природы: звездах. Развивать глазомер и мелкую моторику.

Игровые правила: выставлять на панно только те звездочки, которые подходят по размеру. Соблюдать очередность.

Игровое действие: поиск звездочек определенной формы.

Дидактический материал:панно с отверстиями для звездочек, звездочки-вкладыши по количеству детей разной формы.

 

Ход игры

 

Воспитатель  предлагает детям украсить небо звездочками.

На мольберте прикреплено панно с отверстиями для звездочек.

Дети поочередно берут звездочки разной величины и вставляют в соответствующие отверстия на панно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Когда это бывает?

 

Дидактическая задача: Закрепить знания детей о частях суток. Воспитывать внимание, терпение.

Игровые правила: соотносить предметные картинки с текстом стихотворения. Отвечать только после того, как воспитатель прочитает стихотворение. Соблюдать очередность.

Игровое действие: выкладывание на магнитной доске картины. Диалог воспитателя с детьми.

Дидактический материал:магнитная доска; магнитные фигурки: солнышко, лучики, тучки, месяц; предметные картинки с изображением частей суток.

 

Ход игры

Воспитатель стихотворный текст сопровождает выкладывани­ем картины на магнитной доске по содержанию.

На магнитной доске справа располагается солнышко.

 

Наша Оля рано встала,

Своих кукол причесала,

Всех умыла, медвежат

И пришла к нам в детский сад.

 

- Когда это бывает? (утром)

 

Час обеда подошел,

Сели дети все за стол·

Держат правильно все ложки –

Не роняют на пол крошки.

 

(Солнышко передвигается наверх фланелеграфа и выставляется  соответствующая картинка)

- Когда это бывает? (днем)

 

День окончен, там и тут

Люди все дамой идут,

Мамы в детский сад спешат

“Забирать своих ребят”.

 

(Солнышко передвигается вправо и выставляется соответствующая картинка)

- Когда это бывает? (вечером)

 

Ставни закрываются,

Дети раздеваются.

- Тише, тише, птицы.

Вы не пойте под окном!

Спят ребята крепким сном.

 

(Солнышко передвигается вниз фланелеграфа и выставляется соответствующая картинка)

- Когда это бывает? (ночью)

 

Ночь легла на крыши прямо;

В целом доме шума нет,

Папа спит, уснула мама,

И везде погашен свет.

 

 

 

Четвертый лишний

 

Дидактическая задача: дифференцировать домашних и диких животных по их основным признакам.

Игровые правила: накрыть фишкой только то животное, ко­торое на карточке лишнее.

Игровое действие: найти на карточке лишнее животное и зак­рыть его фишкой.

Дидактический материал: карточки для игры « Четвертый лиш­ний» по коли

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».