«Кризис трех лет»
25.10.2022
25.10.2022
К трем годам родители начинают замечать серьезные изменения в своем ребенке, он становится упрямым, капризным, вздорным. Улыбка умиления на лицах родителей сменяется выражением озабоченности, растерянности и некоторого раздражения. Многие не знают, что в это время происходит очень важный для ребенка психический процесс: это первое яркое выражение своего «Я», это его попытка самостоятельно отдалиться от матери, удлинить психологическую пуповину, научиться многое делать самому и как – то решать свои проблемы. Без психологического отделения от родителей ребенку сложно будет найти себя в этой жизни, выработать механизмы психологической адаптации и гибкого поведения в различных ситуациях.
Кризисы развития – это относительно
короткие (от нескольких месяцев до года – двух) периоду в жизни, в течение
которых человек заметно меняется, поднимается на новую жизненную ступень.
Кризисы бывают не только в детстве (1 год, 3 года, 7 лет, 13 лет), так как
личность человека развивается непрерывно. При этом всегда происходит смена
периодов: относительно длинных и спокойных - стабильных и более коротких,
бурных – критических, то есть кризисы – это переходы между стабильными
периодами.
Родители не должны пугаться остроты протекания
кризисов, это вовсе не отрицательный показатель. Напротив, яркое проявление
ребенка в самоутверждении в новом возрастном качестве говорит о том, что в его
психике сложились все возрастные новообразования для дальнейшего развития его
личности и адаптивных способностей. И, наоборот, внешняя «бескризисность», создающая иллюзию благополучия, может быть обманчивой,
свидетельствовать о том, что в развитии ребенка не произошло соответствующих
изменений.
Как помочь ребенку выйти из него, не
внося в душу негативные качества: ведь упрямства – это крайняя степень
проявления воли, необходимого для ребенка качества; капризность – демонстрация
собственной значимости для других, ощущение своего «Я», эгоизм – в здоровом виде чувство «самостоятельности», собственное достоинство; агрессивность – крайняя форма самозащиты;
замкнутость – неадекватная форма проявления здоровой осторожности, то есть
необходимых для выживания в обществе качеств. Ребенок должен выйти из кризиса с
набором положительных качеств, главная задача родителей и педагогов – не
допустить закрепления их крайних проявлений.
Что необходимо знать о детском
упрямстве и капризности:
· Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев;
· Как правило, фаза эта заканчивается к 3.5 – 4 годам (случайные приступы
упрямства в более старшем возрасте – тоже вещь вполне нормальная);
· Пик упрямства приходится на 2.5 – 3 года жизни;
· Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.
· Девочки капризничают чаще, чем мальчики.
· В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5
раз в день (у некоторых – до 19 раз);
· Если дети по достижении 4 лет все еще продолжают часто упрямиться и
капризничать, то вероятнее всего речь идет о «фиксированном» упрямстве, истеричности, как удобных способах манипулирования ребенком
своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения
родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребенка, нередко ради своего
спокойствия.
Что могут сделать родители:
· Не придавайте большого значения упрямству и
капризности.
· Во время приступа упрямства оставайтесь рядом, дайте ребенку почувствовать,
что вы его понимаете.
· Не пытайтесь во время приступа что – то внушать ребенку.
Это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее будоражат.
· Истеричность и капризность требуют зрителей, не прибегайте к помощи
посторонних.
· Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребенка протекает
в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку
и увести.
· Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка,
книжка, штучка!», «А что это за окном ворона делает?» - подобные маневры заинтересуют
и отвлекут.
· Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «Нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.