Программа ПОУ "Юный интеллектуал" клуб "Умные игралочки".pdf

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №386 «Знайка»
620144, г. Екатеринбург, ул. Большакова, 129а, тел. 212-57-87,
е-mail: mdoy386@mail.ru

ПРИНЯТО
Педагогическим советом
МБДОУ – детский сад № 386 «Знайка»
Протокол № 1 от «27» августа 2018 г.

УТВЕРЖДЕНО
приказом заведующего
МБДОУ – детский сад № 386 «Знайка»
Приказ № 19/1- ОД от «27» августа 2018 г.
_________В.Г. Ларина
.

Клуб «Умные игралочки»
общеразвивающая программа
дополнительного образования
«Юный интеллектуал»
для детей 3-7 лет

СОДЕРЖАНИЕ
Раздел программы
Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Цели и задачи Программы
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
1.1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в
том числе характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста
1.2. Планируемые результаты освоения Программы
1.3. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по
Программе
II.
Содержательный раздел
2.1. Описание образовательной деятельности по реализации содержания
Программы

Стр.

I.

2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации
программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей
воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов
2.2.1. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных
практик
2.2.2. Способы направления и поддержки детской инициативы
2.3. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
2.4. Освоение Программы детьми с ограниченными возможностями здоровья
III.
Организационный раздел
3.1. Материально – техническое обеспечение реализации программы.
Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и
воспитания
3.2. Кадровое обеспечение
3.3. Тематическое планирование организации образовательного процесса по
Программе
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Оценка качества освоения детьми содержания программы.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Учебный план, календарный учебный график

3
4
4
5
8
9

13

15
16
18
19
20

21
23
25
28

2

I.
Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Цели и задачи Программы
В «Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» сказано:
«…модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит
России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь
всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими
качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и
находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность
обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства…
«Главная задача современной школы - это раскрытие способностей каждого ученика,
воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологическом, конкурентном мире».
(Д.А.Медведев).
В настоящее время уже никто не сомневается, что 21 век - век ускоренного темпа
развития общества, информационных технологий. Ежедневно на взрослых и детей
обрушивается огромный поток информации, которую необходимо обработать,
осмыслить, переработать и принять. Таким образом, возникает необходимость учить
детей
обращаться с информацией, систематизировать и обобщать ее. Возникла
необходимость учить детей обращаться с информацией, систематизировать и обобщать
ее. Встала проблема – как, не увеличивая учебную нагрузку, ввести в свою работу такие
игровые технологии, которые в максимальной степени способствовали бы развитию
умственного потенциала ребенка, его умению ориентироваться в потоке информации,
обладать навыками ее обработки, структурировать и воспроизводить с помощью
различных конструкций.
Развитие умственных способностей при традиционном подходе к дошкольному
образованию достигается косвенным путём - в процессе освоения образовательного
содержания. Развивающий эффект такого обучения существенно снижен, а использование
только непосредственно образовательной деятельности тормозит развитие у детей
интеллекта и творческого мышления. В связи с этим формируется стереотипное
мышление, а необходимая для запоминания информация опирается лишь на природную
память ребенка.
Поэтому в нашем детском саду и возникла идея создания такой программы, в основу
которой было бы положено обучение детей основным мнемотехническим приёмам,
развивающим у ребенка умение осваивать, структурировать и, при необходимости,
воспроизводить полученную информацию. Актуальность составления данной программы
определялась исходя из образовательных потребностей и интересов детей и членов их
семей, а также возможностями педагогического коллектива МБДОУ.
Программа «Юный интеллектуал» представляет собой комплекс игр,
объединенных одной темой и направленных на развитие у детей дошкольного возраста
умственных способностей с использованием технологии мнемотехники и игровых
технологий.
Технология мнемотехники представляет собой совокупность специальных приёмов
и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих её
объём путём образования дополнительных ассоциаций (связей). Замена абстрактных
объектов и фактов на понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальное
или кинестетическое представление, связывание объектов с уже имеющейся информацией
для упрощения запоминания.
Визуализация - общее название приёмов представления числовой информации или
физического явления в виде, удобном для зрительного наблюдения и анализа.

3

Кинестезия— так называемое «мышечное чувство», чувство положения и
перемещения как отдельных членов, так и всего человеческого тела, способность мозга
осознать и воспроизвести необходимые движения.
В ряде психологических и психолого-педагогических концепций развитие
умственных способностей является приоритетным в силу их
особой значимости в
познавательном развитии ребенка, а интеллект отождествляется с системой умственных
операций, со стилем и стратегией решения проблем, с эффективностью индивидуального
подхода к ситуации, требующего познавательной активности.
С.Л. Рубинштейн в качестве признаков интеллекта выделяет следующее:
- активность познавательной ориентировки ребенка в новой ситуации;
- умение осуществлять перенос усвоенного способа действий в новые условия;
- восприимчивость ребенка к обучающей помощи взрослого.
З.И.Калмыкова в качестве основных интеллектуальных свойств человека определяет:
- обобщенность мыслительной деятельности - ее направленность на абстрагирование и
обобщение существенного в материале;
- осознанность мышления, определяемая соотношением его практической и словеснологической сторон;
- гибкость мыслительной деятельности;
- устойчивость мыслительной деятельности
Особенностью программы «Юный интеллектуал» является то, что ребенок,
используя освоенные мнемотехнические методы и приемы, с опорой на образы памяти
устанавливает причинно - следственные связи, делает выводы и формулирует
умозаключения. Систематическая образовательная работа по данной программе создает
благоприятные условия для развития у детей интеллекта, формирования культуры
мышления, помогает осознанно управлять мыслительной деятельностью и правильно её
организовывать.
Таким образом, целью
программы является развитие интеллектуальных
способностей у детей дошкольного возраста с использованием методов и приемов
мнемотехники.
Задачами реализации программы являются:
1.
Развивать у детей познавательные процессы (восприятие, память, внимание,
мышление, воображение и речь).
2.
Формировать
навыки
запоминания
любой
информации,
используя
мнемотехнические методы, развивать умение работать с информацией.
3.
Развивать умение с помощью графической аналогии, понимать и передавать
необходимую информацию, преобразовывая её из абстрактных символов в образы и
обратно.
4.
Развивать логическое мышление и логические операции (анализ, синтез, сравнение,
сериация, классификация, ограничение, отрицание, абстрагирование и т. п.).
5.
Развивать умственную активность, сообразительность, наблюдательность, навыки
самоконтроля, инициативность, ответственность и самостоятельность.
6.
Способствовать обогащению словарного запаса и расширению кругозора детей,
проявлению широкого спектра разнообразных познавательных интересов.
7.
Развивать мелкую моторику рук при частичном или полном графическом
воспроизведении.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
Основные принципы формирования программы:
- индивидуализации образования;
- единство обучения и воспитания;
- системности, преемственности;
4

- развивающего образования, который предполагает, что образовательное содержание
предъявляет ребенку с учетом его актуальных и потенциальных возможностей усвоения
этого содержания и совершение им тех или иных действий, с учетом его интересов,
склонностей и способностей. Данный принцип предполагает работу педагога в зоне
ближайшего развития ребенка, что способствует развитию, т.е. реализации как явных, так
и скрытых возможностей ребенка;
- позитивной социализации ребенка предполагает освоение им в процессе сотрудничества
с обучающим взрослым и сверстниками культурных норм, средств и способов
деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими людьми;
возрастной адекватности образования предполагает подбор педагогом содержания и
методов дошкольного образования на основе законов возраста. Важно использовать все
специфические детские деятельности, опираясь на особенности возраста и
психологический анализ задач развития, которые должны быть решены в дошкольном
возрасте;
- личностно-ориентированного взаимодействия с детьми находится в центре образования
детей дошкольного возраста. Отношение к ребенку как к качественно отличному от
взрослого, но равноценному партнеру: ребенок как личность равноценен взрослому, хотя
и обладает специфически детскими возрастными и индивидуальными особенностями.
Воспитатели предоставляют право выбора и учитывают их интересы и потребности.
Подходы к формированию программы:
- личностно-ориентированный подход - ставит в центр образовательной системы личность
ребенка, развитие его индивидуальных способностей. В рамках личностноориентированного подхода перед педагогом стоят следующие задачи - помочь ребенку в
осознании себя личностью, выявление, раскрытие его творческих возможностей,
способствующих становлению самосознания и обеспечивающих возможность
самореализации и самоутверждения;
- деятельностный подход - предполагает, что в основе развития ребенка лежит не
пассивное созерцание окружающей действительности, а активное и непрерывное
взаимодействие с ней. Совместная деятельность ребенка и взрослого выстраивается на
основе сотрудничества, ребенок, если и не равен, то равноценен взрослому и активен не
менее взрослого. Организация образовательного процесса осуществляется в различных,
адекватных дошкольному возрасту формах, выстраивается с учетом потребностей и
интересов детей. Основной мотив участия (неучастия) ребенка в образовательном
процессе – наличие (отсутствие) интереса. В рамках деятельностного подхода перед
педагогом стоят следующие задачи: создавать условия, обеспечивающие позитивную
мотивацию детей, что позволяет сделать их деятельность успешной; учить детей
самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути и средства ее достижения;
создавать условия для формирования у детей навыков оценки и самооценки.
- компетентностный подход - организация образовательного процесса через создание
условий для формирования у ребенка опыта самостоятельного решения познавательных,
коммуникативных, организационных и иных задач, составляющих содержание
образования.
1.1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том
числе характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста
При реализации данной Программы
учитываются возрастные особенности
интеллектуального развития детей, исходя из которых, применяются те или иные формы
образовательной деятельности.
Младший дошкольный возраст (3-4 года). На рубеже трех лет любимым
выражением ребёнка становится «Я сам!». Отделение себя от взрослого и вместе с тем
желание быть как взрослый — характерное противоречие кризиса трех лет.
5

Накапливается определённый запас представлений о разнообразных свойствах
предметов, явлениях окружающей действительности и о себе самом. В этом возрасте у
ребёнка при правильно организованном развитии уже должны быть сформированы
основные сенсорные эталоны. Он знаком с основными цветами (красный, жёлтый, синий,
зелёный). Трехлетний ребенок способен выбрать основные формы предметов (круг, овал,
квадрат, прямоугольник, треугольник) по образцу, допуская иногда незначительные
ошибки. Ему известны слова больше, меньше, и из двух предметов (палочек, кубиков,
мячей и т. п.) он успешно выбирает больший или меньший.
В 3 года дети практически осваивают пространство своей комнаты (квартиры),
групповой комнаты в детском саду, двора, где гуляют, и т. п. На основании опыта у них
складываются некоторые пространственные представления (рядом, перед, на, под).
Освоение пространства происходит одновременно с развитием речи: ребёнок учится
пользоваться словами, обозначающими пространственные отношения (предлоги и
наречия).
Малыш знаком с предметами ближайшего окружения, их назначением (на стуле
сидят, из чашки пьют и т. п.), с назначением некоторых общественно-бытовых зданий (в
магазине, супермаркете покупают игрушки, хлеб, молоко, одежду, обувь); имеет
представления о знакомых средствах передвижения (легковая машина, грузовая машина,
троллейбус, самолёт, велосипед и т. п.), о некоторых профессиях (врач, шофёр, дворник),
праздниках (Новый год, День своего рождения), свойствах воды, снега, песка (снег белый,
холодный, вода тёплая и вода холодная, лёд скользкий, твёрдый; из влажного песка можно
лепить, делать куличики, а сухой песок рассыпается); различает и называет состояния
погоды (холодно, тепло, дует ветер, идёт дождь). На четвёртом году жизни ребенок
различает по форме, окраске, вкусу некоторые фрукты и овощи, знает два-три вида птиц,
некоторых домашних животных, наиболее часто встречающихся насекомых.
Внимание детей четвёртого года жизни непроизвольно. Однако его устойчивость
зависит от интереса к деятельности. Обычно ребенок этого возраста может
сосредоточиться в течение 10—15 мин, но привлекательное для него дело может длиться
достаточно долго. Память детей непосредственна, непроизвольна и имеет яркую
эмоциональную окраску. Дети сохраняют и воспроизводят только ту информацию,
которая остаётся в их памяти без всяких внутренних усилий (понравившиеся стихи и
песенки, 2-3 новых слова, рассмешивших или огорчивших его). Мышление трёхлетнего
ребёнка является наглядно-действенным: малыш решает задачу путём непосредственного
действия с предметами (складывание матрёшки, пирамидки, мисочек, конструирование по
образцу и т. п.). В 3 года воображение только начинает развиваться, и прежде всего это
происходит в игре. Малыш действует с одним предметом и при этом воображает на его
месте другой: палочка вместо ложечки, камешек вместо мыла, стул — машина для
путешествий и т. д.
Интерес к продуктивной деятельности неустойчив. Замысел управляется
изображением и меняется по ходу работы, происходит овладение изображением формы
предметов. Работы чаще всего схематичны, поэтому трудно догадаться, что изобразил
ребёнок. Конструирование носит процессуальный характер. Ребёнок может
конструировать по образцу лишь элементарные предметные конструкции из двух-трёх
частей.
Средний дошкольный возраст (4-5 лет).
В возрасте от 4 до 5 лет продолжается усвоение детьми общепринятых сенсорных
эталонов, овладение способами их использования и совершенствование обследования
предметов. К пяти годам дети, как правило, уже хорошо владеют представлениями об
основных цветах, геометрических формах и отношениях величин. Ребёнок уже может
произвольно наблюдать, рассматривать и искать предметы в окружающем его
пространстве. Восприятие в этом возрасте постепенно становится осмысленным,
целенаправленным и анализирующим.
6

В среднем дошкольном возрасте связь мышления и действий сохраняется, но уже не
является такой непосредственной, как раньше. Во многих случаях не требуется
практического манипулирования с объектом, но во всех случаях ребёнку необходимо
отчётливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Внимание становится всё
более устойчивым, в отличие от возраста трех лет (если ребёнок пошёл за мячом, то уже
не будет отвлекаться на другие интересные предметы). Важным показателем развития
внимания является то, что к пяти годам появляется действие по правилу — первый
необходимый элемент произвольного внимания. Именно в этом возрасте дети начинают
активно играть в игры с правилами: настольные (лото, детское домино) и подвижные
(прятки, салочки). В среднем дошкольном возрасте интенсивно развивается память
ребёнка. В 5 лет он может запомнить уже 5—6 предметов (из 10—15), изображённых на
предъявляемых ему картинках.
В возрасте 4—5 лет преобладает репродуктивное воображение, воссоздающее
образы, которые описываются в стихах, рассказах взрослого, встречаются в мультфильмах
и т.д. Элементы продуктивного воображения начинают складываться в игре, рисовании,
конструировании.
В этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка
в общении с взрослыми и сверстниками. Дети продолжают сотрудничать с взрослыми в
практических делах (совместные игры, поручения), наряду с этим активно стремятся к
интеллектуальному общению, что проявляется в многочисленных вопросах (почему?
зачем? для чего?), стремлении получить от взрослого новую информацию
познавательного характера.
Старший дошкольный возраст (5-6 лет).
К пяти годам дети обладают довольно большим запасом представлений об
окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать
вопросы и экспериментировать. Ребёнок этого возраста уже хорошо знает основные цвета
и имеет представления об оттенках (например, может показать два оттенка одного цвета:
светло-красный и тёмно-красный). Дети шестого года жизни могут рассказать, чем
отличаются геометрические фигуры друг от друга. Для них не составит труда сопоставить
между собой по величине большое количество предметов: например, расставить по
порядку семь—десять тарелок разной величины и разложить к ним соответствующее
количество ложек разного размера. Возрастает способность ребёнка ориентироваться в
пространстве.
Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут
заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20—25 мин вместе со
взрослым. Ребёнок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задаётся
взрослым. Объём памяти изменяется не существенно, улучшается её устойчивость. При
этом для запоминания дети уже могут использовать несложные приёмы и средства.
В 5—6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое
позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых
наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщённых представлений о свойствах
различных предметов и явлений. Возраст 5—6 лет можно охарактеризовать как возраст
овладения ребёнком активным (продуктивным) воображением, которое начинает
приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя её.
Образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводят действительность.
Ребёнок чётко начинает различать действительное и вымышленное.
Действия воображения — создание и воплощение замысла — начинают
складываться первоначально в игре. Это проявляется в том, что прежде игры рождается её
замысел и сюжет. Постепенно дети приобретают способность действовать по
предварительному замыслу в конструировании и рисовании.

7

Ребенок на пороге школы (6-7 лет)
В возрасте 6—7 лет происходит расширение и углубление представлений детей о
форме, цвете, величине предметов. Ребёнок уже целенаправленно, последовательно
обследует внешние особенности предметов. При этом он ориентируется не на единичные
признаки, а на весь комплекс (цвет, форма, величина и др.). К концу дошкольного
возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что
приводит к меньшей отвлекаемости детей. Сосредоточенность и длительность
деятельности ребёнка зависит от её привлекательности для него. Внимание мальчиков
менее устойчиво. В 6—7 лет у детей увеличивается объём памяти, что позволяет им
непроизвольно запоминать достаточно большой объём информации. Девочек отличает
больший объём и устойчивость памяти.
Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и
оригинальнее, а с другой — более логичным и последовательным, оно уже не похоже на
стихийное фантазирование детей младших возрастов. Несмотря на то, что увиденное или
услышанное порой преобразуется детьми до неузнаваемости, в конечных продуктах их
воображения чётче прослеживаются объективные закономерности действительности. Так,
например, даже в самых фантастических рассказах дети стараются установить причинноследственные связи, в самых фантастических рисунках — передать перспективу. При
придумывании сюжета игры, темы рисунка, историй и т. п. дети 6—7 лет не только
удерживают первоначальный замысел, но могут обдумывать его до начала деятельности.
В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое
позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых
наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщённых представлений о свойствах
различных предметов и явлений. Действия наглядно-образного мышления (например, при
нахождении выхода из нарисованного лабиринта) ребёнок этого возраста, как правило,
совершает уже в уме, не прибегая к практическим предметным действиям даже в случаях
затруднений. Возможность успешно совершать действия сериации и классификации во
многом связана с тем, что на седьмом году жизни в процесс мышления всё более активно
включается речь. Использование ребёнком (вслед за взрослым) слова для обозначения
существенных признаков предметов и явлений приводит к появлению первых понятий.
1.2.
Планируемые результаты освоения программы
Спецификой данной программы является то, что содержание её ориентированно,
прежде всего, на развитие практических умений:
1. Запоминать и воспроизводить информацию, применяя различные мнемотехнические
приёмы; самостоятельно применять их в повседневной жизни.
2. Группировать, классифицировать и сравнивать предметы по определённому признаку
(одному или нескольким).
3. Вычленять в предмете (явлении) конкретные особенности (анализ).
4. Самостоятельно устанавливать простые закономерности, причинно – следственные связи
и систематизировать предметы и явления.
5. Уметь обобщать предметы, исходя из их существенных признаков, самостоятельно
выделяя эти признаки.
6. Использовать отрицание для определения признака предмета или выделения группы
предметов, не имеющих определённого признака.
7. Пользоваться наглядными моделями и уметь самостоятельно кодировать информацию
при помощи графической аналогии.
8. Выполнять действия замещения предметов символами, заместителями.
9. На основе заместителя, модели, схемы создавать новые образы.
10. Решать логические задачи, задачи на смекалку и сообразительность. Самостоятельно
расшифровывать и составлять ребусы. Делать простые умозаключения.
8

11. Развитие личностных качеств: самостоятельность, инициативность, умение осуществлять
самоконтроль и самооценку, взаимовыручка, уверенность в себе, умение работать в
команде и выстраивать конструктивные взаимотношения.
Результатом освоения содержания программы
выступает интеллектуальная
компетенция.
Ребенок, имеющий достаточную интеллектуальную компетенцию, к концу старшего
дошкольного возраста проявляет осведомленность в разных сферах деятельности людей,
знает об основных природных явлениях и закономерностях, знаком с универсальными
знаковыми системами-алфавитом, цифрами, умеет пользоваться моделями и схемами,
которые в наглядной, доступной для ребенка форме воспроизводят скрытые свойства и
связи того или иного объекта. Умеет соотносить план реальных объектов и план моделей,
воспроизводящих данные объекты, что свидетельствует о достаточно высоком уровне
развития различных форм детского мышления.
Согласно мнению Л.А.Парамоновой и сотрудников центра «Дошкольное детство»
им. А.В.Запорожца, интеллектуальная компетенция старшего дошкольника-это вид
компетенции, который характеризуется способностью к практическому и умственному
экспериментированию, знаковому опосредованию и символическому моделированию
речевому планированию, логическим операциям.
1.3. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе
Оценивание качества образовательной деятельности по реализации программы
дополнительного образования, осуществляемое МБДОУ – детский сад № 386 «Знайка»,
представляет собой важную составную часть данной образовательной деятельности,
направленную на ее усовершенствование.
Концептуальные основания такой оценки определяются требованиями
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также Стандарта, в
котором определены государственные гарантии качества образования.
Оценивание качества, т. е. оценивание соответствия образовательной деятельности,
реализуемое МБДОУ – детский сад № 386 «Знайка», заданным требованиям Стандарта и
Программы в дошкольном образовании направлено в первую очередь на оценивание
созданных в МБДОУ – детский сад №386 «Знайка» условий в процессе образовательной
деятельности.
Система оценки образовательной деятельности, предусмотренная Программой,
предполагает оценивание качества условий образовательной деятельности,
обеспечиваемых МБДОУ, включая психолого-педагогические, кадровые, материальнотехнические, финансовые, информационно-методические, управление МБДОУ – детский
сад № 386 «Знайка» и т. д.
Программой не предусматривается оценивание качества образовательной
деятельности МБДОУ на основе достижения детьми планируемых результатов освоения
Программы.
Программой предусмотрена система мониторинга динамики развития детей,
динамики их образовательных достижений, основанная на методе наблюдения и
включающая:
– педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой
эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации;
– детские портфолио, фиксирующие достижения ребенка в ходе образовательной
деятельности;
– карты развития ребенка;
– различные шкалы индивидуального развития.
Программа предоставляет МБДОУ право самостоятельного выбора инструментов
педагогической и психологической диагностики развития детей, в том числе, его
динамики.
9

В соответствии со Стандартом и принципами Программы оценка качества
образовательной деятельности по Программе:
1) поддерживает ценности развития и позитивной социализации ребенка
дошкольного возраста;
2) учитывает факт разнообразия путей развития ребенка в условиях современного
постиндустриального общества;
3) ориентирует систему дошкольного образования на поддержку вариативности
используемых образовательных программ и организационных форм дошкольного
образования;
4) обеспечивает выбор методов и инструментов оценивания для семьи,
образовательной организации и для педагогов дополнительного образования МБДОУ в
соответствии:
– с разнообразием вариантов развития ребенка в дошкольном детстве,
– разнообразием вариантов образовательной среды,
– разнообразием местных условий в разных регионах и муниципальных
образованиях Российской Федерации;
5) представляет собой основу для развивающего управления дополнительными
программами дошкольного образования на уровне МБДОУ – детский сад № 386 «Знайка»,
учредителя, региона, страны, обеспечивая тем самым качество дополнительных программ
дошкольного образования в разных условиях их реализации в масштабах всей страны.
Система оценки качества реализации программ дополнительного образования
дошкольников на уровне МБДОУ – детский сад № 386 «Знайка» должна обеспечивать
участие всех участников образовательных отношений и в то же время выполнять свою
основную задачу – обеспечивать развитие системы дошкольного образования в
соответствии с принципами и требованиями Стандарта.
Программой предусмотрены следующие уровни системы оценки качества:
- диагностика развития ребенка, используемая как профессиональный инструмент
педагога с целью получения обратной связи от собственных педагогических действий и
планирования дальнейшей индивидуальной работы с детьми по Программе;
- внутренняя оценка, самооценка МБДОУ – детский сад №3 86 «Знайка»;
- внешняя оценка МБДОУ – детский сад № 386 «Знайка», в том числе независимая
профессиональная и общественная оценка.
Этапы проведения педагогической диагностики
Проектировочный

1. Определение целей диагностики.
2. Подбор методов диагностики:
в педагогической диагностике основными методами
выступают включенное наблюдение и беседы с детьми;
кроме того, используются диагностические ситуации,
фактически «провоцирующие» деятельность ребенка, которую
хотел бы пронаблюдать педагог.

Практический

3. Проведение диагностики:
определение ответственных, времени и длительности
диагностики, способов фиксации результатов (запись в блокноте, на
диагностических карточках и т.д.).

Аналитический

4. Анализ полученных фактов, получение количественных
данных; определение причин проявления диагностируемого качества

10

Интерпретация
данных
Целеобразовательный

5. Сопоставление полученных данных с теми которые
фиксировались ранее
6. Определение актуальных образовательных задач для
каждого ребенка и для группы в целом.

Получаемая в ходе мониторинга информация является основанием для
прогнозирования деятельности, осуществления необходимой коррекции, инструментом
оповещения родителей о состоянии и проблемах, выявленных у ребенка.
На уровне образовательной организации система оценки качества реализации
Программы решает задачи:
- повышения качества реализации программы дополнительного образования
дошкольников;
- реализации требований Стандарта к структуре, условиям образовательной
Программы;
- обеспечения объективной экспертизы деятельности МБДОУ – детский сад № 386
«Знайка» в процессе оценки качества программы дополнительного образования
дошкольного образования;
- задания ориентиров педагогам в их профессиональной деятельности и перспектив
развития МБДОУ – детский сад № 386 «Знайка»;
- создания оснований преемственности между дошкольным и начальным общим
образованием.
Важнейшим элементом системы обеспечения качества дополнительного
образования в МБДОУ – детский сад № 386 «Знайка» является оценка качества
психолого-педагогических условий реализации дополнительной образовательной
программы, и именно психолого-педагогические условия являются основным предметом
оценки в предлагаемой системе оценки качества платных образовательных услуг на
уровне МБДОУ – детский сад №386 «Знайка». Это позволяет выстроить систему оценки и
повышения качества вариативного, развивающего дошкольного образования в
соответствии со Стандартом посредством экспертизы условий реализации Программы.
Ключевым уровнем оценки является уровень образовательного процесса, в
котором непосредственно участвует ребенок, его семья и педагог дополнительного
образования МБДОУ – детский сад № 386 «Знайка».
Система оценки качества предоставляет педагогу дополнительного образования и
администрации МБДОУ – детский сад № 386 «Знайка» материал для рефлексии своей
деятельности и для серьезной работы над Программой. Результаты оценивания качества
образовательной деятельности формируют доказательную основу для изменений
дополнительной образовательной программы, корректировки образовательного процесса
и условий образовательной деятельности.
Важную роль в системе оценки качества образовательной деятельности играют
также семьи воспитанников и другие субъекты образовательных отношений,
участвующие в оценивании образовательной деятельности МБДОУ – детский сад № 386
«Знайка», предоставляя обратную связь о качестве платных образовательных процессов в
МБДОУ – детский сад №386 «Знайка».
Система оценки качества платных образовательных услуг:
– должна быть сфокусирована на оценивании психолого-педагогических и других
условий реализации дополнительной образовательной Программы в МБДОУ – детский
сад №386 «Знайка»;
– учитывает образовательные предпочтения и удовлетворенность платными
образовательными услугами со стороны семьи ребенка;
– исключает использование оценки индивидуального развития ребенка в
контексте оценки работы МБДОУ – детский сад №386 «Знайка»;
11

– исключает унификацию и поддерживает вариативность программы, форм и
методов дошкольного образования;
– способствует открытости по отношению к ожиданиям ребенка, семьи,
педагогов, общества и государства;
– включает как оценку педагога дополнительного образования МБДОУ – детский
сад № 386 «Знайка» собственной работы, так и независимую профессиональную и
общественную оценку условий образовательной деятельности в дошкольной
организации;
– использует единые инструменты, оценивающие условия реализации
программы в МБДОУ – детский сад №386 «Знайка», как для самоанализа, так и для
внешнего оценивания.

12

II. Содержательный раздел
2.1. Описание образовательной деятельности по реализации содержания
программы
Программа «Юный интеллектуал» охватывает дошкольный возраст от 3 до 7 лет.
Занятия строятся с учетом принципа системности, преемственности.
Образовательное содержание, которое осваивают дети, систематизировано по
тематическим блокам и постепенно усложняется, в зависимости от возрастной категории
детей.
Структура занятий следующая:
1.
Мозговая гимнастика (включающая в себя комплекс упражнений и краткие
ответы на поставленные вопросы, задачи).
2.
Упражнение на развитие одного из видов внимания и памяти (слуховой,
тактильной, вкусовой, двигательной, зрительной).
3.
Упражнение на развитие мышления, воображения.
4.
Физминутка и профилактика нарушения зрения.
5.
Упражнение на развитие мелкой моторики руки.
Логика содержательного структурирования заключается в следующем:
Реализация содержания данной программы для детей 3-4 лет (первый год
обучения) происходит в регламентированной деятельности как часть занятия по
математическому развитию и социальному миру, а в нерегламентированной деятельности
– в совместных играх педагога с детьми.
Дети работают с парными картинками, лото и другими играми. Большое значение
уделяется формированию функции прослеживания и зрительно-моторной координации.
Овладение ориентировкой в пространстве делится на 3 этапа:
 ребенок учится воспринимать отношение предметов, расположенных по
вертикали, затем используются предлоги «на», «под»;
 нахождение предмета в горизонтальном пространстве («рядом», «около»);
 ориентировка в дальнем пространстве («далеко», «близко», «тут», «там»).
Развитие слухового внимания, восприятия и памяти происходит тоже поэтапно:
1. нахождение и узнавание источника звука;
2. способность к дифференцировке звуковых сигналов;
Развить речевой слух - необходимое условие формирования познавательных
процессов, поэтому:
 ребенок учится слушать и слышать, т.е. реагировать на слово, как сигнал;
 различать качества человеческого голоса: тембр, силу, интонации, ритм, высоту
звучания.
Уделяется внимание развитию у детей, умения с помощью графической аналогии, а
также с помощью заместителей понимать и передавать содержание сказки (либо другой
информации) по мнемотаблице и коллажу.
Дети знакомятся с характерными особенностями времен года с помощью условных
обозначений на мнемодорожках и мнемотаблицах. Для развития тактильных ощущений и
памяти используются тактильные дощечки.
Занятия проходят по разработанному пособию под общим названием
«Путешествию в деревню Сказкино» (Е.П. Нистратова и Л.Ф. Королева ДОУ №23
Калиниградский район г. Санкт-Петербурга).
Второй год обучения (от 4 до 5 лет)
Дети знакомятся непосредственно с различными методами мнемотехники
(крокирование, эйдетизм, метод ассоциативных цепочек, метод трансформации).

13

Дети выполняют различные задания, направленные на совершенствование
мыслительных операций, производится работа по знакомству с буквами и цифрами,
классификации предметов.
Третий год обучения (от 5 до 6 лет)
Формируется умение применять различные методы мнемотехники уже
самостоятельно, без помощи воспитателя.
Большое внимание уделяется развитию логического мышления и формированию
производительности внимания.
1. Совершенствование мыслительных операций.
Установление сходства и различия предметов по существенным признакам или
несущественным признакам, нахождение разницы между признаками сходства и
признаками различия. Установление связи между предметами и расположением их в
определённой последовательности, выстраивание сериационного ряда. Выделение одного
или нескольких предметов из группы по определённым признакам, используя
ограничения. Выявление признака предмета на основе противоположного признака,
используя отрицание. Объединение в одну группу предметов и явлений по их основным
свойствам. Выявление закономерности в создании определённой системы, а так же
определении места предмета или явления. Распределять предметы по группам и называть
их обобщающим словом. Получение заключения по определённым правилам из одного
или нескольких суждений. Решение нестандартных задач. Решение ребусов.
2. Овладение действиями замещения и наглядного моделирования.
Обозначение предметов. Выделение пространственных отношений. Создание
новых образов.
3. Овладение мнемотехническими приемами.
Обозначение графической аналогии. Обучение методу крокирования. Обучение
методу трансформации. Обучение методу ассоциативных цепочек.
Четвертый год обучения (от 6 до 7 лет)
Этот год является итоговым. Он посвящен систематизации уже имеющихся у
дошкольников знаний и направлен на развитие у детей творческих способностей. При
работе используются разработанные конспекты занятий О. Холодова «Юным умникам и
умницам».
1. Совершенствование мыслительных операций.
Расчленение целого на части, установление связей, отношение между ними.
Соединение в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе
анализа. Установление сходства и различия предметов по существенным признакам или
несущественным признакам, нахождение разницы между признаками сходства и
признаками различия. Установление связи между предметами и расположением их в
определённой последовательности, выстраивание сериационного ряда. Выделение одного
или нескольких предметов из группы по определённым признакам, используя
ограничения. Выявление признака предмета на основе противоположного признака,
используя отрицание. Объединение в одну группу предметов и явлений по их основным
свойствам. Выявление закономерности в создании определённой системы, а так же
определении места предмета или явления. Распределять предметы по группам и называть
их обобщающим словом. Получение заключения по определённым правилам из одного
или нескольких суждений. Решение нестандартных задач. Решение ребусов.
2. Использование в практике детей метода замещения и наглядного моделирования.
Выделение пространственных отношений. Создание новых образов.
3. Владение мнемотехническими приемами, методом крокирования.
Игровые педагогические технологии, используемые в данной программе:
- педагогическая технология развивающих игр Б.П. Никитина;
14

- технология интенсивного развития интеллектуальных способностей детей
дошкольного возраста «Сказочные лабиринты игры» (авторы: В.В. Воскобович, Т.Г.
Харько, Т.И. Балацкая); педагогическая технология «Блоки Дьенеша»; педагогическая
технология «Палочки Кюизенера».
Выбор данных технологий обусловлен, прежде всего, их высокой разработанностью
(с методической точки зрения), технологичностью, а также доказанной высокой
развивающей эффективностью (как личностных характеристик ребенка, так и его
интеллектуально – творческих способностей).
Организация образовательного процесса по программе «Юный интеллектуал»
организуется в групповой форме 1 раз в неделю.
Продолжительность одного занятия:
- в младшей группе – 15 минут;
- в средней группе – 20 минут;
- в старшей группе – 25 минут;
- в подготовительной к школе группе – 30 минут.
Работа проводится с небольшими подгруппами с учетом познавательных интересов
детей и их уровня развития.
2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации
программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников,
специфики их образовательных потребностей и интересов
В процессе решения поставленных задач происходит развитие интеллектуальных
способностей детей: умение совершать точный анализ, выполнять разнообразные
комбинированные поисковые действия, осуществлять и планировать свои действия по
реализации способа достижения цели, проводить рассуждения, делать умозаключения.
Программа «Юный интеллектуал» создана на основе ряда научно – методических
трудов А. Зака, А. Венгера, О. Дьяченко, З.А. Михайловой, А.А. Столяра и др. Взяв за
основу теоретическую идею этих авторов о возможности интеллектуального развития
детей дошкольного возраста, автор данной программы разработал свою систему
тематического планирования, а также методику проведения образовательных ситуаций,
что обусловлено идеей развивающего обучения.
В основе построения данной программы, лежит принцип разноуровневых заданий
по сложности и содержанию – материала, формирующего и раскрывающего
интеллектуальный потенциал ребёнка. Основным материалом, развивающим
интеллектуальные способности детей,
являются: действия замещения, наглядное
моделирование и поисковая деятельность.
Особое внимание уделяется совершенствованию восприятия: зрения, слуха,
тактильных ощущений, обоняния, вкусовых ощущений. В образовательных ситуациях
используется множество разнообразных средств для тренинга этих чувств как основы
познавательных процессов.
Формирование навыков запоминания любой информации происходит с
применением следующих методов мнемотехники:
 Метод «крокирования» (от франц. – чертёж, схема, набросок) дети схематично
зарисовывают полученную информацию, упрощая её до символов;
 Метод, использующий образное мышление (эйдетизм) - дети представляют
предмет, называя его многочисленные качества. Эйдетизм-образное восприятие.
Способность памяти запоминать мельчайшие подробности.
 Метод «ассоциативных цепочек» (или метод «чепухи»), когда для связки логически
не связанной между собой информации, составляется рассказ – связка.
Здесь широко используется
коллаж-это плотный лист бумаги, но который
наклеиваются картинки, буквы, фигуры, цифры. Задача коллажа - соединить, т.е связать
15

все картинки, буквы, цифры между собой. Таким образом, идет отработка сюжетного
метода запоминания.
 Метод «трансформации» (превращения), когда дети «превращают» один предмет в
другой, как бы «лепят» его. Способность к замещению является фундаментальной
особенностью человеческого ума. И если мы хотим развить у ребёнка богатое
воображение, способность к замещению и различным преобразованиям, умение находить
взаимосвязи, то надо его учить «читать» графическую аналогию.
Графическая аналогия – умение обозначать каким-нибудь одним символом реальный
образ (или несколько образов), отражая им общие признаки объекта, и замещать
предметы, т. е. пользоваться «заместителями».
Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического
материала мнемотаблиц.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация.
Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время , в течении
которого ребенок усваивает заданную информацию и одновременно решает задачи,
направленные на:
- развитие познавательных процессов;
- кодирование и декодирование информации, т. е. преобразование ее из абстрактных
символов в образы;
- развитие моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
Учитывая специфику возраста, цель и задачи программы достигаются посредством
специальных заданий в игровой форме. Такое условие важно для ребёнка дошкольника, т.
к. в этом возрасте ведущей деятельностью детей является игровая, а не учебная.
Центральным моментом педагогической работы по программе является создание
мотивации, побуждающей детей овладевать необходимыми умениями. В связи с этим
образовательные ситуации строятся в различной форме: сюжетной, в форме
дидактической игры или игрового задания.
Особое внимание на занятиях уделяется совершенствованию восприятия:
зрительного, слухового.
Помимо специально организованных образовательных ситуаций, в реализации
содержания программы используются следующие формы организации совместной
деятельности педагога с детьми:
- развивающие игры Б.П. Никитина, В.В. Воскобовича, блоки Дьенеша,
палочки Кюизенера.
- мозговая гимнастика (разминка);
- упражнения, позволяющие развивать межполушарное взаимодействие
(одновременные движения правой и левой руками);
- разучивание и декламация стихотворений;
-игры – драмитизации по литературным произведениям;
- логически - поисковые проблемные ситуации;
- коррегирующая гимнастика для глаз;
- экран самооценки «Мои достижения»;
- пластческие этюды;
- художественно – творческая деятельность, конструирование, ручной труд;
- логоритмика, дыхательная гмнастика и др.
2.2.1. Особенности образовательной деятельности разных видов
и культурных практик
Особенностью организации образовательной деятельности по программе является
ситуационный подход. Основной единицей образовательного процесса выступает
образовательная ситуация, т. е. такая форма совместной деятельности педагога и детей,
которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения
16

определенных задач развития, воспитания и обучения. Образовательная ситуация
протекает в конкретный временной период образовательной деятельности. Особенностью
образовательной ситуации является появление образовательного результата (продукта) в
ходе специально организованного взаимодействия воспитателя и ребенка. Такие продукты
могут быть как материальными (рассказ, рисунок, поделка, коллаж, экспонат для
выставки), так и нематериальными (новое знание, образ, идея, отношение, переживание).
Преимущественно образовательные ситуации носят комплексный характер и
включают задачи, реализуемые в разных видах деятельности на одном тематическом
содержании.
Воспитатель создает разнообразные образовательные ситуации, побуждающие детей
применять свои знания и умения, активно искать новые пути решения возникшей в
ситуации задачи, проявлять эмоциональную отзывчивость и творчество. Организованные
воспитателем образовательные ситуации ставят детей перед необходимостью понять,
принять и разрешить поставленную задачу. Активно используются игровые приемы,
разнообразные виды наглядности, в том числе схемы, предметные и условно-графические
модели. Назначение образовательных ситуаций состоит в систематизации, углублении,
обобщении личного опыта детей: в освоении новых, более эффективных способов
познания и деятельности; в осознании связей и зависимостей, которые скрыты от детей в
повседневной жизни и требуют для их освоения специальных условий. Успешное и
активное участие в образовательных ситуациях подготавливает детей к будущему
школьному обучению.
Воспитатель широко использует также ситуации выбора (практического и
морального). Предоставление дошкольникам реальных прав практического выбора
средств, цели, задач и условий своей деятельности создает почву для личного
самовыражения и самостоятельности.
Культурные практики
Программа
предполаает
использование
разных
культурных
практик,
ориентированных на проявление детьми самостоятельности и творчества в разных видах
деятельности. В культурных практиках воспитателем создается атмосфера свободы
выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей.
Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер.
Совместная игра воспитателя и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, иградраматизация, строительно-конструктивные игры) направлена на обогащение содержания
творческих игр, освоение детьми игровых умений, необходимых для организации
самостоятельной игры.
Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального
опыта носят проблемный характер и заключают в себе жизненную проблему близкую
детям дошкольного возраста, в разрешении которой они принимают непосредственное
участие. Такие ситуации могут быть реально-практического характера (оказание помощи
малышам, старшим), условно-вербального характера (на основе жизненных сюжетов или
сюжетов литературных произведений) и имитационно-игровыми. В ситуациях условновербального характера воспитатель обогащает представления детей об опыте разрешения
тех или иных проблем, вызывает детей на задушевный разговор, связывает содержание
разговора с личным опытом детей. В реально-практических ситуациях дети приобретают
опыт проявления заботливого, участливого отношения к людям, принимают участие в
важных делах («Мы сажаем рассаду для цветов», «Мы украшаем детский сад к
празднику» и пр.). Ситуации могут планироваться воспитателем заранее, а могут
возникать в ответ на события, которые происходят в группе, способствовать разрешению
возникающих проблем.
Творческая мастерская предоставляет детям условия для использования и
применения знаний и умений. Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию,
17

например, занятия рукоделием, приобщение к народным промыслам («В гостях у
народных
мастеров»),
просмотр
познавательных
презентаций,
оформление
художественной
галереи, книжного
уголка или
библиотеки
(«Мастерская
книгопечатания», «В гостях у сказки»), игры и коллекционирование. Начало мастерской –
это обычно задание вокруг слова, мелодии, рисунка, предмета, воспоминания. Далее
следует работа с самым разнообразным материалом: словом, звуком, цветом, природными
материалами, схемами и моделями. И обязательно включение детей в рефлексивную
деятельность: анализ своих чувств, мыслей, взглядов (чему удивились? что узнали? что
порадовало? и пр.). Результатом работы в творческой мастерской является создание книгсамоделок, детских журналов, составление маршрутов путешествия на природу,
оформление коллекции, создание продуктов детского рукоделия и пр.
Сенсорный и интеллектуальный тренинг – система заданий, преимущественно
игрового характера, обеспечивающая становление системы сенсорных эталонов (цвета,
формы, пространственных отношений и др.), способов интеллектуальной деятельности
(умение
сравнивать,
классифицировать,
составлять
сериационные
ряды,
систематизировать по какому-либо признаку и пр.). Сюда относятся развивающие игры,
логические упражнения, занимательные задачи.
2.2.2. Способы направления и поддержки детской инициативы
В развитии детской инициативы и самостоятельности педагогу необходимо
соблюдать ряд общих требований:
- развивать активный интерес детей к окружающему миру, стремление к получению
новых знаний и умений;
- создавать разнообразные условия и ситуации, побуждающие детей к активному
применению знаний, умений, способов деятельности в личном опыте;
- постоянно расширять область задач, которые дети решают самостоятельно.
Постепенно выдвигать перед детьми более сложные задачи, требующие
сообразительности, творчества, поиска новых подходов, поощрять детскую инициативу;
- тренировать волю детей, поддерживать желание преодолевать трудности, доводить
начатое дело до конца;
- ориентировать дошкольников на получение хорошего результата. Необходимо
своевременно обратить особое внимание на детей, постоянно проявляющих небрежность,
торопливость, равнодушие к результату, склонных не завершать работу;
- «дозировать» помощь детям. Если ситуация подобна той, в которой ребенок действовал
раньше, но его сдерживает новизна обстановки, достаточно просто намекнуть,
посоветовать вспомнить, как он действовал в аналогичном случае.
- поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных
действий, подчеркивать рост возможностей и достижений каждого ребенка, побуждать к
проявлению инициативы и творчества.
Используются следующие формы организации совместной деятельности
педагога с детьми:
- развивающие игры Б.П. Никитина, В.В. Воскобовича, блоки Дьенеша, палочки
Кюизенера.
- мозговая гимнастика (разминка);
- упражнения, позволяющие развивать межполушарное взаимодействие
(одновременные движения правой и левой руками);
- разучивание и декламация стихотворений;
-игры – драматизации по литературным произведениям;
- логически - поисковые проблемные ситуации;
- коррегирующая гимнастика для глаз;
- экран самооценки «Мои достижения»;
- пластческие этюды;
18

- художественно – творческая деятельность, конструирование, ручной труд;
- логоритмика, дыхательная гимнастика и др.
2.3. Взаимодействие с семьями воспитанников
Одним из важнейших условий реализации программы является организация тесного
сотрудничества с родительской общественностью, использование образовательных
инициатив семьи, вовлечение родителей в образовательный процесс дошкольного
учреждения в качестве равноправных участников образовательных отношений. При этом
педагог определяет, какие задачи
он сможет более эффективно решить
при
взаимодействии с семьей, как поддерживать с родителями деловые и личные контакты,
вовлекать их в процесс совместного воспитания дошкольников.
В
Программе предусмотрены разнообразные формы работы с семьей:
индивидуальные коллективные беседы и консультации, информационные стенды,
буклеты, семинары-практикумы, мастер – классы, фото - и видеоотчеты, демонстрация
мультимедийных презентаций, использование ресурсов сайта детского сада для
осуществления педагогического образования родителей и мн. др.
Система взаимодействия с родителями в данном направлении включает:
- участие родителей в пополнении выставки «умных книг» познавательной литературы,
иллюстрированными альбомами и детскими энциклопедиями;
- участие родителей в изготовлении дидактических материалов и игр по развитию
интеллектуальных способностей детей;
- проведение консультаций на тему: «Роль семьи в развитии интеллектуальных
способностей дошкольников»; «Как организовать игры детей с использование
занимательного математического материала»»;
- оформление папок передвижек: «Учимся играя», «Проведение опытов с детьми
дома»;
- проведение совместных досугов, экскурсий, мастер-классов, семинаров - практикумов
«Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через использование игр
Б.П. Никитина, В.В. Воскобовича, блоков Дьенеша, палочек Кюизенера»;
- участие родителей в совместных детско-взрослых проектах, олимпиадах, конкурсах;
- участие родителей в разработке, изготовлении лэпбука – проектной формы
совместной деятельности взрослых и детей.
Одним из направлений взаимодействия с семьей является педагогический
мониторинг (в рамках реализации данного направления проводится анкетирование
родителей по различным вопросам, касающимся содержания программы).
Информационноаналитический блок
- сбор и анализ
сведений о родителях и
детях;
- изучение семей, их
трудностей,
потребностей;
- выявление готовности
семьи сотрудничать с
ДОО;

Практический блок
- просвещение родителей с
целью повышения их психологопедагогической, правовой
культуры;
- развитие творческих
способностей, вовлечение взрослых
в образовательную деятельность

Контрольнооценочный блок
- анализ
эффективности
образовательной
деятельности в ДОО

19

- анкетирование;
- интервьюирование;
- наблюдение;
- заполнение
документации (паспорт
группы и т.д.)

- тренинги,
- практические семинары,
- «День открытых дверей» с
презентацией опыта работы;
- родительские конференции;
- индивидуальные беседы,
консультации;
- наглядные формы (информация в
родительском уголке, папки –
передвижки, журналы, альбомы,
брошюры,
информационные
листы);
- детско-родительские проекты,
детские и семейные портфолио;
участие совместно с ребенком в
конкурсах
разных
уровней;
совместные экскурсии и походы
- мастер-классы.

- опрос;
- книги отзывов;
- оценочные листы;
- анкетирование;
- учет активности
родителей

2.4. Освоение Программы детьми
с ограниченными возможностями здоровья
Образование воспитанников с ограниченными возможностями
организовано совместно с другими воспитанниками.

здоровья

Программа учитывает индивидуальные потребности ребенка, связанные с его
жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения
им образования (далее - особые образовательные потребности), индивидуальные
потребности отдельных категорий детей, в том числе с ОВЗ; возможности освоения
ребенком Программы на разных этапах ее реализации.

20

III. Организационный раздел
3.1. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и
воспитания
Создание полноценной среды саморазвития ребенка для реализации программы,
предусматривает наличие соответствующей развивающей предметно – пространственной
среды, а также оборудования и инвентаря, способствующего развитию интеллектуальных
способностей детей дошкольного возраста. При этом учитывается: индивидуальные
социально-психологические особенности ребенка; особенности его эмоциональноличностного развития; интересы, склонности, предпочтения и потребности;
любознательность, исследовательский интерес и творческие способности; возрастные и
гендерные особенности.
При организации развивающей предметно – пространственной
среды,
используемой при реализации данной программы, соблюдаются следующие принципы,
заложенные в ФГОС ДО:

Содержательная насыщенность (элементы РППС соответствуют возрастным
возможностям детей и содержанию программы. Образовательное пространство оснащено
средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими
материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным
оборудованием, инвентарём.
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и
инвентаря обеспечивают: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую
активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами;
двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в
подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во
взаимодействии
с
предметно-пространственным
окружением;
возможность
самовыражения детей.
 Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметнопространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от
меняющихся интересов и возможностей детей;
 Полифункциональность материалов обеспечивает возможность разнообразного
использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели,
матов, мягких модулей, ширм и т.д.; наличие полифункциональных (не обладающих
жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных
материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том
числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
 Вариативность наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения
и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих
свободный выбор детей; периодическая сменяемость игрового материала, появление
новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и
исследовательскую активность детей.
 Доступность для воспитанников, всех помещений, где осуществляется образовательная
деятельность; свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям,
обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность
материалов и оборудования.
 Безопасность соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности
и безопасности их использования.
Соблюдаются требования к материально – техническому обеспечению программы
(учебно – методический комплект, оборудование, оснащение (предметы), к техническим
средствам обучения в сфере дошкольного образования, которые включают общие
требования безопасности, потенциал наглядного сопровождения воспитательно образовательного процесса, возможность использования современных информационнокоммуникационных технологий в образовательном процессе.
21

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов,
оборудования и инвентаря обеспечивает: игровую, познавательную, и творческую
активность
воспитанников,
их
эмоциональное
благополучие,
возможность
самовыражения.
Предметно-пространственная развивающая образовательная среда, созданная для
реализации программы, предполагает возможность изменений в зависимости от
образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды;
свободный доступ детей к игрушкам, материалам; соответствие всех элементов среды
требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Материалы и оборудование, используемые при реализации программы:
1. Навесная или переносная доска.
2. Демонстрационный материал:
 предметные картинки;
 предметные игрушки;
 геометрические фигуры 15х5 см;
 набор цифр (0-9) 8х10 см;
 мнемотаблицы, мнемодорожки;
 тактильные дощечки;
 флаконы с аромотравами, различными запахами.
3. Раздаточный материал:
 конверт с набором геометрических фигур;
 предметные разрезные картинки;
 счетные палочки;
 цветные карандаши;
 писчая бумага и цветная бумага.
В процессе реализации программы активно используются мультимедийная система,
экран, позволяющая демонстрировать детям разнобразные презентации, фильмы и т.п.;
телевизор с возможностью считывания информации с электроннных носителей,
интерактивная доска с набором развивающих программ, музыкальный центр.
В реализации
программы также используются ресурсы группового центра
математических игр, в котором представлены развивающие игры: «Архимедова игра»,
«Монгольская игра», «Танграм», «Колумбово яйцо», «Гексамино», «Пентамино»,
«Вьетнамская игра», развивающие игры Никитина Б.Н. «Сложи узор», «Сложи квадрат»,
«Уникуб», «Кирпичики», «кубики для всех», «Хамелеон» и др., цветные счетные палочки
Кюизенера, блоки Дьенеша, развивающая предметно – игровая система «Соты Кайе» и др.
Обеспеченность методическими пособиями
Данная программа составлена на основе следующих методических пособий, позволяющих
реализовывать ее содержание:
1.
Арушанова А.Г., Ушакова О.С., Струнина Е.М. Придумай слово.- М.6
просвещение, 2001г.
2.
Бабаева Т.И., Крулехт М.В. и др. Дошкольник 5-7 лет в детском саду. Как работать
по программе «Детство». – М., Изд-во «Детство - пресс», 2010.
3.
Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью
мнемотехники. - СПб., 2005.
4.
Венгер Л.А. Венгер А.Л. Домашняя школа».- М.:Знание, 2009г.
5.
Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Развитие детей младшего дошкольного возраста. –
Воронеж, Т.Ц. «Учитель», 2001.
22

6.
Колеватова А.А. Мнемотехника как прием в обучении детей связной речи
[Электронный ресурс] /сайт «Фестиваль педагогических идей». – Режим доступа:
http://festival.1september.ru/articles/556663/
7.
Матюгин И.Ю., Чакоберия Е.И. Школа эйдетики. Развитие памяти, образного
мышления, воображения. М.:Эйдос, 1994
8.
Матюгин И.Ю. Тактильая память. М.:Эйдос, 1991
9.
Методические советы к программе «Детство».- СПб., Изд-во «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2001.
10.
Новиковская О.А. Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 4-5 лет. СПб.: Паритет, 2007. - 112 с.
11.
Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи»
/ Логопед, 2008. -№4. -С.102 -115.
12.
Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию
детей дошкольного возраста. - СПб., Изд-во «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2009.
13.
Сафронова Е.Д. Обучение на основе интеллектуального тренинга. Вып.1.- Спб:
Интеркаспий, 2001г.
14.
Холодова О. Юным умникам и умницам: задания по развитию по развитию
познавательных способностей, М.: «Росткнига», 2007
15.
Широких Т.Д. Учим стихи - развиваем память / Ребенок в детском саду, 2004. -№2.
-С.59- 62.
16.
Чепурной Г. А. Мнемотехника: технология эффективного усвоения информации в
условиях современного образования: [учебно-методическое пособие] / Чепурной Г. А. —
М.: Основа, 2013. - 148 с.
3.2. Кадровое обеспечение
Педагог дополнительного образования: Андронова Ирина Ивановна
Должностная
инструкция

Осуществляет дополнительное образование
воспитанников в
соответствии со своей дополнительной образовательной программой.
Комплектует состав воспитанников кружка и принимает меры по
сохранению контингента воспитанников в течение срока обучения.
Обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и
методов работы (обучения) исходя из психофизиологической и
педагогической
целесообразности,
используя
современные
образовательные технологии, включая информационные, а также
цифровые образовательные ресурсы.
Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области
методической, педагогической и психологической наук, возрастной
психологии и гигиены, а также современных информационных
технологий.
Участвует в разработке и реализации дополнительной
образовательной программы.
Составляет планы и программы занятий, обеспечивает их
выполнение.
Выявляет интеллектуальные, познавательные и творческие
способности воспитанников, способствует их развитию.
Организует
разные
виды
деятельности
воспитанников
ориентируясь на их личности, осуществляет развитие мотивации их
познавательных интересов, способностей.
Организует самостоятельную деятельность воспитанников, в том
числе исследовательскую, включает в учебный процесс проблемное
обучение, осуществляет связь обучения с практикой, обсуждает с
23

Требования к
квалификаци
и

воспитанниками актуальные события современности.
Обеспечивает и анализирует достижения воспитанников.
Оценивает эффективность обучения, учитывая овладение умениями,
развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса,
используя компьютерные технологии. Оказывает особую поддержку
одаренным и талантливым обучающимся, воспитанникам, а также
воспитанникам, имеющим отклонения в развитии.
Организует участие воспитанников в массовых мероприятиях.
Участвует в работе педагогических, методических советов,
объединений, других формах методической работы, в работе по
проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных
и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой,
в организации и проведении методической и консультативной помощи
родителям или лицам, их заменяющим, а также педагогическим
работникам в пределах своей компетенции.
Обеспечивает соблюдение прав и свобод обучающихся,
воспитанников.
Обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников во время
образовательного процесса. Обеспечивает при проведении занятий
соблюдение правил охраны труда и пожарной безопасности.
Оказывает методическую помощь педагогам дополнительного
образования, способствует обобщению передового их педагогического
опыта и повышению квалификации, развитию их творческих
инициатив.
Высшая
квалификационная
категория
по
должности
«воспитатель», с 27.11.2015 г. по 27.11.2020 г.
Направление подготовки:
1 Уральский государственный педагогический университет, 1999
г.,
специальность
«Методика
дошкольного
образования»,
квалификация «Педагог дошкольного образования».
2. Курсы повышения
квалификации по интеллектуальному
развитию дошкольников.

3.3. Тематическое планирование образовательной деятельности
24

(распределение образовательного содержания по модулям)
1-й год обучения (младшая группа)
Наименование блока
1. Совершенствование мыслительных операций.
Устанавливать сходства и различия предметов по существенным
признакам. Распределять предметы по группам и называть их
обобщающим словом. Установление ритмических закономерностей
в расположении предметов и выстраивание сериационного ряда.
2.
Овладение
действиями
замещения
и
наглядного
моделирования.
Кодирование информации (преобразование из абстрактных
символов в образы). Графическое воспроизведение символов.
Пересказ сюжета по мнемодорожке, мнемотаблице, коллажу.
Составление сюжета с использованием картинок, или символов
3. Развитие тактильного восприятия, ощущения, памяти.
Выражение словами ощущений от прикосновения. Подбор
предметов по заданному образцу с использованием тактильных
ощущений.
Итого

Кол-во
часов
10

20

8
38

2-й год обучения (средняя группа)
Наименование блока
1. Совершенствование мыслительных операций.
Расчленение целого на части, установление связей, отношение
между ними. Соединение в единое целое частей предмета или его
признаков, полученных в процессе анализа. Установление сходства
и различия предметов по существенным признакам или
несущественным
признакам,
нахождение
разницы
между
признаками сходства и признаками различия. Установление связи
между предметами и расположением их в определённой
последовательности,
выстраивание
сериационного
ряда.
Объединение в одну группу предметов и явлений по их основным
свойствам. Выявление закономерности в создании определённой
системы, а так же определении места предмета или явления.
Распределять предметы по группам и называть их обобщающим
словом.
2.
Овладение
действиями
замещения
и
наглядного
моделирования.
Графическое обозначение предметов. Выделение пространственных
отношений. Создание новых образов.
3. Овладение мнемотехническими приемами.
Обозначение
графической
аналогией.
Обучение
методу
крокирования.
Итого

Кол-во
часов
17

11

10
38

3-й год обучения (старшая группа)
25

Наименование блока
1. Совершенствование мыслительных операций.
Установление сходства и различия предметов по существенным
признакам или несущественным признакам, нахождение разницы
между признаками сходства и признаками различия. Установление
связи между предметами и расположением их в определённой
последовательности, выстраивание сериационного ряда. Выделение
одного или нескольких предметов из группы по определённым
признакам, используя ограничения. Выявление признака предмета
на основе противоположного признака, используя отрицание.
Объединение в одну группу предметов и явлений по их основным
свойствам. Выявление закономерности в создании определённой
системы, а так же определении места предмета или явления.
Распределять предметы по группам и называть их обобщающим
словом. Получение заключения по определённым правилам из
одного или нескольких суждений. Решение нестандартных задач.
Решение ребусов.
2.
Овладение
действиями
замещения
и
наглядного
моделирования.
Обозначение предметов. Выделение пространственных отношений.
Создание новых образов.
3. Овладение мнемотехническими приемами.
Обозначение
графической
аналогии.
Обучение
методу
крокирования. Обучение методу трансформации. Обучение методу
ассоциативных цепочек.
Итого

Кол-во
часов
19

8

11

38

4-й год обучения (подготовительная группа)
Наименование блока
1. Совершенствование мыслительных операций.
Расчленение целого на части, установление связей, отношение
между ними. Соединение в единое целое частей предмета или его
признаков, полученных в процессе анализа. Установление сходства
и различия предметов по существенным признакам или
несущественным
признакам,
нахождение
разницы
между
признаками сходства и признаками различия. Установление связи
между предметами и расположением их в определённой
последовательности, выстраивание сериационного ряда. Выделение
одного или нескольких предметов из группы по определённым
признакам, используя ограничения. Выявление признака предмета
на основе противоположного признака, используя отрицание.
Объединение в одну группу предметов и явлений по их основным
свойствам. Выявление закономерности в создании определённой
системы, а так же определении места предмета или явления.
Распределять предметы по группам и называть их обобщающим
словом. Получение заключения по определённым правилам из
одного или нескольких суждений. Решение нестандартных задач.
Решение ребусов.
2.
Овладение
действиями
замещения
и
наглядного

Кол-во
часов
20

26

моделирования.
Обозначение предметов. Выделение пространственных отношений.
Создание новых образов.
3. Овладение мнемотехническими приемами.
Обозначение
графической
аналогии.
Обучение
методу
крокирования.
Итого

8

4
38

27

Приложение 1.
Материалы для оценки качества реализации программы
Оценивается интеллектуальный уровень дошкольников с помощью различных
диагностических методик:
 тесты Д. Векслера,
 методики А.Р.Лурии,
 Л.В.Морозовой,
 М.М.Безруких,
 коллектива Санкт-Петербургского института семьи им. Рауля Валленберга,
 С.Д. Забрамной,
 Марцинковской Т.Д,
 лаборатории Л.А.Венгера,
 Е.А.Стребелева.
Данные методики описаны в научно – методическом пособии «Мониторинг в детском
саду». Спб, Детство – пресс, 2016.

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».