МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ – ДЕТСКИЙ САД № 386 «ЗНАЙКА»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД ЕКАТЕРИНБУРГ»
620144, Екатеринбург, Большакова, 129 «А», тел. (343) 212-57-87,
e-mail: mdoy386@mail.ru сайт: https://386.tvoysadik.ru
ПРИНЯТО
Педагогическим советом
МБДОУ – детский сад № 386 «Знайка»
Протокол № 3 от 09.01.2025
УТВЕРЖДЕНО
приказом заведующего
МБДОУ – детский сад № 386
«Знайка»
Приказ 2/2-ОД от 09.01.2025
О.В. Вахрушева
СОГЛАСОВАНО
с Советом родителей
МБДОУ – детский сад № 386 «Знайка»
Протокол № 1 от 09.01.2025
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКЕ
(МОНИТОРИНГЕ)
в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном
учреждении – детский сад №386 «Знайка»
1
1.
Общие положения
1.1. Формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся – не предусмотрено. Промежуточная аттестация
усвоения образовательной программы дошкольного образования в МБДОУ не проводится.
1.2. Положение разработано для МБДОУ в соответствии с Федеральным законом
от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями);
Приказом Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного
образования» (с изменениями), Уставом МБДОУ.
1.3. Настоящее
Положение
является
локальным
нормативным
актом,
регламентирующим деятельность МБДОУ.
1.4. Реализация образовательной программы дошкольного образования и
адаптированной
образовательной
программы
МБДОУ
предполагает
оценку
индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогами в рамках
педагогической диагностики (мониторинга) и лежит в основе дальнейшего планирования
образовательной работы.
1.5. Настоящее положение определяет порядок проведения педагогической
диагностики (мониторинга) индивидуального развития воспитанников в соответствии с
ФГОС ДО и ФОП ДО, назначение, цели, задачи, параметры, критерии, показатели, способы
осуществления оценки индивидуального развития детей в общеразвивающих группах.
1.6. Система оценки индивидуального развития детей, представляет собой систему
сбора, учета, обработки и анализа информации об индивидуальных достижениях ребенка и
результатах воспитательно-образовательного процесса в учреждении во всех возрастных
группах по следующим направлениям развития (в соответствии с ФГОС ДО, ФОП ДО):
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
1.7. Возрастные характеристики достижений ребенка на этапе завершения уровня
дошкольного образования представлены в виде целевых ориентиров дошкольного
образования (в соответствии с ФГОС ДО).
1.8. Результаты используются исключительно для решения следующих
образовательных задач:
индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения
его образовательной траектории);
оптимизации работы с группой детей.
1.9. Оценка индивидуального развития ребенка обеспечивает эффективность
реализации образовательной программы ДО и АОП по отношению к каждому
воспитаннику и позволяет судить о качестве образования в учреждении.
2.
Цель и задачи
2.1 Цель – изучение процесса индивидуального развития детей дошкольного
возраста и выявление результативности образовательного процесса как основы
педагогического планирования и проектирования условий, необходимых для создания
социальной ситуации развития детей.
2.2 Задачи:
сбор информации об индивидуальном развитии воспитанников;
изучение деятельностных умений, интересов, предпочтений, склонностей
ребенка;
2
личностных особенностей ребенка; особенностей его взаимодействия со
сверстниками, со взрослыми;
проведение анализа изменений в развитии воспитанников;
определение корректирующих мероприятий образовательного процесса в
дошкольных группах;
определение индивидуального маршрута для каждого воспитанника.
2.3. Направления мониторинга определяются в соответствии с целью и задачами
ДОУ.
Направлениями мониторинга могут быть:
- реализация учебных программ;
- уровень физического и психического развития воспитанников;
- адаптация вновь прибывших детей к условиям ДОУ;
- готовность детей подготовительных групп к школе;
- эмоциональное благополучие воспитанников в ДОУ;
- уровень профессиональной компетентности педагогов;
- развитие инновационных процессов и их влияние на повышение качества работы
ДОУ;
- развивающая предметно-пространственная среда;
материально-техническое
и
программно-методическое
обеспечение
воспитательно-образовательного процесса;
- удовлетворенность родителей качеством предоставляемых ДОУ услуг.
3.
Алгоритм разработки и реализации системы мониторинга:
3.1. Определение и формулировка целей и задач мониторинга в соответствии с
ФГОС и ФОП ДО, приоритетным направлением деятельности МБДОУ.
3.2. Отбор критериев планируемых результатов освоения образовательной
программы (портрет выпускника).
3.3. Определение
объекта
и
форм мониторинга,
периодичности
и
ответственных исполнителей.
3.4. Подбор диагностического инструментария.
3.5. Определение периодичности и ответственных исполнителей.
3.6. Анализ и интерпретация полученных результатов.
Важно определить наиболее эффективные, менее затратные по времени и объемные
по содержанию формы мониторинга в зависимости от конкретной ситуации в
образовательном учреждении:
- критериально-ориентированные методики нетестового типа;
- критериально-ориентированное тестирование.
Низкоформализованные методы:
- наблюдение,
- комплексные и индивидуальные беседы,
- беседа-интервью,
- проблемные педагогические и игровые ситуации,
- диагностические этюды и упражнения,
- анализ продуктов детской деятельности.
Высокоформализованных методы:
- тесты (проективные, достижений),
- пробы, аппаратурные методы.
Низкоформализованные и высокоформализованных методы в сочетании
обеспечивают более точные результаты исследования развития интегративных качеств у
детей.
3
3.7. Методологическая основа мониторинга детского развития определяется
специалистами ДОУ в соответствии со спецификой профессиональной деятельности
специалистов и базируется на следующих принципах:
соответствия возрастным нормативам физического и психического развития
ребенка;
направленности на выявление наличного (актуального) уровня овладения
ребенком деятельностью и «зоны ее ближайшего развития»;
обеспечения необходимой информации для построения целостного
представления, характеризующего: уровень овладения ребенком деятельностью;
эффективность методики формирования деятельности; типичные недостатки в овладении
деятельностью, позволяющие корректировать используемые методики обучения.
4. Организация проведения педагогической диагностики (мониторинга)
индивидуального развития воспитанников
4.1. Педагогическая
диагностика
оценки
индивидуального
развития
осуществляется воспитателями всех возрастных групп 2 раза в год – в начале и в конце
учебного года (сентябрь, май). В первом случае она помогает выявить имеющийся на
данный момент уровень деятельности, а во втором – наличие динамики её развития.
4.2. Инструментарием для педагогической диагностики служат карты оценки
уровней эффективности педагогических воздействий, позволяющие фиксировать
индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка.
4.3. Педагогическая диагностика оценки индивидуального развития проводится
воспитателями (развитие общих способностей: познавательных, коммуникативных,
регуляторных), музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре
(оценка физического развития), учителем-логопедом.
4.4. При необходимости используется психологическая диагностика развития
детей (выявление и изучение индивидуальных психологических особенностей детей),
которую проводит квалифицированный специалист (педагог-психолог). Участие ребенка в
психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных
представителей).
Результаты психологической диагностики могут использоваться для решениязадач
психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития
детей,
4.5. Любой вид психолого-педагогической диагностики с дошкольниками
проводится строго с письменного согласия родителей (законных представителей)
воспитанников.
4.6. Результаты педагогической диагностики оценки индивидуального развития
предоставляются воспитателями всех возрастных групп и специалистами ДОУ
заместителю заведующего. В конце учебного года проводится сравнительный анализ
результативности образовательного процесса и на основе анализа определяется
планирование педагогической деятельности на следующий учебный год.
5.
Контроль
5.1. Контроль за проведением педагогической диагностики (мониторинга)
освоения образовательной программы ДО и АОП детьми осуществляет заведующий,
заместитель заведующего.
6.
Отчетность
6.1. Педагогические работники не позднее 7 дней с момента завершения
педагогической диагностики сдают результаты проведенных педагогических наблюдений
с выводами заместителю заведующего.
6.2. Заместитель заведующего осуществляет сравнительный анализ проведенного
4
мониторинга. Формой отчета является аналитическая справка в конце года, в которой
указываются результаты мониторинга.
По итогам педагогического мониторинга проводятся заседания педагогического
совета МБДОУ.
6.3. По окончании учебного года, на основании аналитических справок по итогам
мониторинга, определяется эффективность проведенной работы, сопоставление с
нормативными показателями, вырабатываются и определяются проблемы, пути их решения
и приоритетные задачи МБДОУ для реализации в новом учебном году.
6.4. Сводные результаты педагогической диагностики (мониторинга) по усвоению
дошкольниками образовательных программ хранятся в методическом кабинете у
заместителя заведующего.
7.
Документация
7.1 Материалы педагогической диагностики (мониторинга) индивидуального
развития: карты индивидуального развития воспитанников, пособия для определения
уровня индивидуального развития детей дошкольного возраста хранятся у воспитателей
групп и обновляются по мере необходимости.
7.2 Результаты педагогических наблюдений за уровнем индивидуального развития
детей оформляются в единую таблицу и хранятся в методическом кабинете.
8.
Заключительные положения
8.1. Положение вступает в силу с даты утверждения его заведующим МБДОУ и
действует до принятия нового.
8.2. Изменения в настоящее Положение вносятся на основании изменении
нормативно-правовых актов.
5