МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ – ДЕТСКИЙ САД № 386 «ЗНАЙКА»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД ЕКАТЕРИНБУРГ»
620144, Екатеринбург, Большакова, 129 «А», тел. (343) 212-57-87,
e-mail: mdoy386@mail.ru сайт: https://386.tvoysadik.ru
ПРИНЯТО
Общим собранием работников
МБДОУ - детского сада № 386 «Знайка»
Протокол № 05 от «25» ноября 2024 г.
УТВЕРЖДЕНО
Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное
учреждение детский сад № 386 «Знайка»
Заведующий _______ О.В. Вахрушева
«25» ноября 2024 г.
М.П.
ИНСТРУКЦИЯ
«Оказание необходимой помощи инвалидам и
лицам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)»
1.
Общие положения
1.1.
Настоящая инструкция разработана для Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение – детский сад № 386 «Знайка» (далее МБДОУ) при предоставлении
услуг инвалидам (иным категориям маломобильных граждан).
1.2.
Инструкция разработана в соответствии с Федеральным законом от 01.12.2014 года
№ 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам социальной
защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов».
1.3.
Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством
функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами,
приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной
защиты.
Мобильные граждане (МГ) – это люди испытывающие затруднения при самостоятельном
передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в
пространстве (люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших
возрастов, люди с детскими колясками и т.п.).
1.4.
Настоящая инструкция разработана в целях:
1.4.1. Недопустимости дискриминации в МБДОУ по признаку инвалидности, то есть
любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью либо результатом
которых является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с
другими всех гарантированных в РФ прав и свобод человека и гражданина в политической,
экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области.
1.4.2. Реализация прав воспитанника с ОВЗ на получение образования и воспитания и
социальной адаптации в условиях МБДОУ.
1.5.
Настоящая инструкция обязательна для использования всеми сотрудниками
МБДОУ.
2.
Общие правила этикета при общении с инвалидами и лицами с
ограниченными возможностями здоровья
2.1.
Для обеспечения доступа инвалидов и лиц с ОВЗ к услугам МБДОУ и объектам, на
которых они предоставляются, сотрудникам необходимо соблюдать следующие общие правила
этикета при общении с указанными категориями лиц в зависимости от конкретной ситуации:
2.1.1.
При разговоре с инвалидом или лицом с ОВЗ обращаться следует
непосредственно к нему, а не к сопровождающему, который присутствует при разговоре. При
знакомстве с инвалидом или лицом с ОВЗ рекомендуется пожать ему руку, расположить к с себе.
2.1.2. При встрече со слепым или слабовидящим лицом, необходимо назвать себя и
других присутствующих людей. При проведении общей беседы следует пояснять, к кому в
данный момент обращен разговор, и называть себя.
2.1.3. Если инвалиду или лицу с ОВЗ предлагается помощь, рекомендуется подождать,
пока указанное лицо ее примет или откажется от помощи, а в случае положительного ответа
спросить, что и как делать для оказания помощи.
2.1.4. Обращаться к инвалиду или лицу с ОВЗ рекомендуется: к ребёнку по имени,
взрослому человеку: по имени-отчеству и на «Вы».
2.1.5. При разговоре с инвалидом или лицом с ОВЗ, испытывающим трудности в
общении, необходимо внимательно слушать его, быть терпеливым и ждать, когда указанное
лицо самостоятельно закончит фразу.
2.1.6. При общении с лицом с нарушениями опорно-двигательного аппарата,
пользующимся инвалидной коляской или костылями, располагаться следует на одном
зрительном уровне или сразу в начале разговора сесть прямо перед ним.
2.1.7. Сотрудники не должны при разговоре с инвалидом или лицом с ОВЗ с
гиперкинезами (патологические внезапно возникающие непроизвольные движения в различных
группах мышц) реагировать на непроизвольные движения указанного лица.
2.1.8. При общении с лицом, имеющим нарушение слуха, необходимо привлечь
внимание указанного лица движением руки. В процессе диалога с указанным лицом
рекомендуется смотреть прямо в глаза, говорить максимально четко, внятно произносить
окончания слов, предлоги и местоимения.
2.1.9. Рекомендуется заранее показать ребёнку – инвалиду, инвалиду или лицу с ОВЗ,
где находится санузел для данной категории лиц, что поможет ему быстрее адаптироваться на
объекте МБДОУ.
3.
Особенности взаимодействия с различными группами инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями здоровья
3.1. Лица, испытывающие трудности при передвижении.
При общении с указанной группой лиц следует уведомить о наличии на объектах МБДОУ
определенного специального оборудования для инвалидов и лиц с ОВЗ (например, подъёмник
(ступенькоход) для передвижения по лестнице вниз и вверх на коляске, бегущие дорожки,
адаптированный лифт) и возможности пользоваться им. Сотрудники обязаны встретить, вежливо
объяснить где находиться нужный объект инвалиду, убедиться в доступности прохода куда
следует передвигаться. Запрещается прикасаться к инвалидной коляске и менять ее
местоположение без
согласия инвалида или лица с ОВЗ. При открытии тяжелых дверей, при передвижении по
паркету или коврам с длинным ворсом рекомендуется предложить помощь инвалиду или лицу с
ОВЗ, пользующемуся инвалидной коляской или костылями. Сотрудники должны помнить, что
инвалидные коляски быстро набирают скорость, и неожиданные резкие повороты и толчки могут
привести к потере равновесия и опрокидыванию инвалидной коляски.
3.2. Лица, испытывающие затруднения в речи
Сотрудники должны говорить с данной группой лиц спокойно, терпеливо,дружелюбно и
не поддаваться на возможные речевые провокации. Запрещается перебивать, поправлять данное
лицо и (или) договаривать фразу за ним. Говорить следует только тогда, когда собеседник
закончил формулировать свою мысль. При разговоре рекомендуется смотреть в лицо
собеседнику, поддерживать визуальный контакт. В беседе стараться задавать вопросы, которые
требуют коротких ответов или кивка головы, подтверждающих, что информация воспринята и
осмысленна. В случае, если фраза не понятна, рекомендуется попросить собеседника повторить
ее. Сотрудники обязаны помнить, что нельзя пытаться ускорять разговор, так как лицу с
нарушениями речи требуется большее количество времени для формирования высказывания.
Следует быть готовым к тому, что разговор с указанным лицом займет больше времени.
При возникновении проблем в устном общении необходимо предложить использовать другой
способ общения: взрослому, посетившему МБДОУ – написать, напечатать; ребёнку - показать
жестами.
3.3. Лица с задержкой в развитии и проблемами общения
В разговоре с данной группой лиц необходимо использовать доступный язык, выражаться
точно и в рамках темы разговора. Избегать словесных штампов иобразных выражений, если
только нет точной уверенности в том, что собеседник с ними знаком. Следует исходить из того,
что лицо с задержкой в развитии имеет жизненный опыт, как и любой другой взрослый человек.
Необходимо помнить, что лица с задержкой в развитии дееспособны и могут подписывать
документы, давать согласие на медицинскую помощь и т.д.
3.4. Лица, имеющие нарушение зрения
При общении с данной группой лиц следует помнить, что нарушение зрения имеет много
степеней. Полностью слепых людей всего около 10%, остальные имеют остаточное зрение, могут
различать свет и тень, иногда цвет и очертания предмета. У одних слабое периферическое
зрение, у других слабое прямое при хорошем периферическом. Данные критерии в обязательном
порядке надо выяснить у собеседника или сопровождающего его лица и учитывать при общении.
При встрече с лицом, имеющим нарушение зрения, сотрудник должен поприветствовать его
первым, назвав себя, а также всех присутствующих лиц. В первую очередь рекомендуется
спросить лицо с нарушением зрения, куда он следует, нужна ли ему помощь, в какой мере, а в
случае положительного ответа помочь ему. Предлагая помощь, следует направлять лицо с
нарушением зрения осторожно, не сдавливая его руку. Сопровождая лицо с нарушениями
зрения, сотрудник должен передвигаться на объекте МБДОУ без резких движений, не делать
рывков. Если лицо с нарушением зрения отказалось от помощи в сопровождении по объекту
МБДОУ, при этом сотрудник заметил, что указанное лицо сбилось с маршрута, сотрудник обязан
подойти и помочь лицу выбраться на нужный путь. Сотрудники обязаны поставить в известность
лицо с нарушением зрение о наличии на объекте МБДОУ информационных табличек,
изготовленных с использованием шрифта Брайля.
Для ориентации лица с нарушением зрения на объекте МБДОУ необходимо кратко
описать местонахождение, характеризовать расстояние до определенных предметов;
своевременно предупредить о препятствиях: ступенях, низких притолоках, трубах и т.п.
Запрещается давать команды собакам-поводырям, трогать, играть с ними. Следует
помнить, что собака-поводырь выполняет служебную функцию при лице с нарушением зрения.
Если сотрудник предлагает лицу с нарушением зрения присесть, следует направить руку данного
лица на спинку стула или подлокотник. При необходимости зачитывания лицу с нарушением
зрения какой-либо информации сначала следует предупредить данное лицо об этом. Читать
необходимо все, воздержавшись от комментариев: название, даты, текст документа – от
заголовка до конца, не пропускать редко употребляемые или международные слова. При чтении
какого-либо документа лицу с нарушением зрениярекомендуется для убедительности дать ему
документ в руки. Если лицо с нарушением зрения должен подписать документ, следует в
обязательном порядке прочитать документ вслух данному лицу, при необходимости для полного
восприятия текста повторить его. Инвалидность не освобождает лицо с нарушением зрения от
ответственности, обусловленной документом.
3.5. Лица, имеющие нарушение слуха
При общении с данной группой лиц следует помнить, что существует несколько типов и
степеней глухоты, что влечет за собой несколько способов общения с лицами с нарушением
слуха. Данные критерии в обязательном порядке надо выяснить у собеседника или
сопровождающего его лица и учитывать при общении.В процессе диалога с лицом с нарушением
слуха следует смотреть прямо на него. Не затемнять лицо, не загораживать его руками, волосами
или какими- то предметами.
Лицо с нарушением слуха должно иметь возможность следить за выражением лица
собеседника.
Для привлечения внимания лица с нарушением слуха следует назвать его по имени. Если
ответа нет, можно слегка тронуть человека или же помахать рукой. При общении говорить
следует максимально четко артикулируя и замедляя свой темп речи, внятно произносить
окончания слов, предлоги и местоимения, так как данная группа лиц испытывает значительные
затруднения в восприятии отдельных звуков. В диалоге использовать простые фразы и избегать
несущественных слов, при необходимости перефразировать сообщение с использованием более
простых синонимов, если собеседник не понял информацию. Если сотрудник сообщает
информацию, которая включает в себя сложный термин, рекомендуется для восприятия лицом с
нарушением слуха написать ее, или донести любым другим способом, но так, чтобы она была
точно понята. При работе с данной группой лиц возможно использовать язык жестов, выражение
лица и телодвижения для пояснения смысла сказанного. Если общение происходит через
сурдопереводчика, необходимо помнить, что обращаться надо непосредственно к собеседнику,
а не к переводчику.